«Новая венская школа» (нем. Neue Wiener Schule, Junge Wiener Schule), «Вторая венская школа» (нем. Zweite Wiener Schule), «Венская атональная школа» (нем. Wiener atonale Schule), «Венская школа» (нем. Wiener Schule) — творческое содружество Арнольда Шёнберга и его венских учеников, в первую очередь Альбана Берга и Антона Веберна, а также их музыкальное наследие.
Названия «Новая венская школа» и «Вторая венская школа» исходят из кругов приверженцев Новой венской школы; они имеют целью показать, что Новая венская школа представляет явление, по своей значимости сопоставимое со «старой венской школой», или «первой венской школой», т. е. с венской классической школой, что Новая венская школа преемственно связана с последней, обладая в то же время важным качеством новизны, современности. Шёнберг, Берг и Веберн неоднократно декларировали свою связь с традициями венской классической школы.
В действительности Новая венская школа во многом противоположна венской классической школе. По своей внутренней сущности она представляет собой типическое проявление модернизма в музыке. Для творческих представителей Новой венской школы характерны крайний субъективизм, преобладание образов разрушения над образами созидания, фактический отказ от принципов народности и национальности.
Первоначальной общей основой Новой венской школы был атонализм (см. Атональная музыка), к которому Шёнберг и Веберн в 1907-09 пришли первыми. В начале 20-х гг. Шёнберг на основе атонализма разработал метод двенадцатитоновой композиции, додекафонии, который полностью приняли его ученики и последователи. В творчестве Веберна был сделан и следующий шаг на пути эволюции атональной музыки — к сериальности. В ранних произведениях Шёнберга ещё сказывается связь с традициями позднего музыкального романтизма («Просветлённая ночь», «Песни Гурре»), в творчестве Берга могут быть отмечены элементы сочувствия к угнетённым, социальной сатиры, стремление к правдивому воспроизведению речевых интонаций.
Шёнберг, Берг и Веберн были активными пропагандистами собственных произведений и творческих установок, авторами ряда книг и статей, в которых разъясняли и обосновывали свои позиции. Идеи Новой венской школы, в первую очередь провозглашённые ею принципы атонализма и додекафонии, получили распространение в творчестве композиторов многих стран.
Литература: Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970.