Ernest Chausson
Учился в Парижской консерватории в классе композиции у Ж. Массне (1880). В 1880-83 брал уроки у С. Франка. С 1889 был секретарём Национального музыкального общества. Уже ранние произведения Шоссона, прежде всего вокальные циклы (7 песен на сл. Ш. Леконта де Лиля, А. Сильвестра, Т. Готье и др., 1879-82), обнаруживают его склонность к утончённой, мечтательной лирике.
Для музыки Шоссона характерны ясность, простота выражения, изысканность колорита. В ранних сочинениях заметно воздействие Массне (4 песни на сл. М. Бушора, 1882-88, и др.), позже — Р. Вагнера: симфоническая поэма «Вивиана» (1882), опера «Король Артюс» (1886-1895), написанные на сюжеты легенд т. н. артуровского цикла (благодаря чему аналогия с творчеством Вагнера особенно явственна). Однако в разработке сюжета оперы Шоссон далёк от пессимистической концепции «Тристана и Изольды». Композитор отказался от развёрнутой системы лейтмотивов (основой развития служат четыре музыкальные темы), доминирующей роли инструментального начала.
В ряде сочинений Шоссона несомненно также влияние творчества Франка, проявившееся прежде всего в 3-частной симфонии (1890), в её принципах структуры и мотивного развития; вместе с тем рафинированно-блеклый оркестровый колорит, лирическая интимность (2-я часть) свидетельствуют об увлечении Шоссона музыкой молодого К. Дебюсси (знакомство с которым в 1889 перешло в дружбу, длившуюся почти до смерти Шоссона).
Многие произведения 90-х гг., например, цикл «Теплицы» («Les serres chaudes», на сл. M. Метерлинка, 1893-96), с их сдержанной речитацией, изысканно-неустойчивым гармоническим языком (широкое использование модуляций), тонкостью звуковой палитры, можно отнести к раннему импрессионизму. Особенную известность приобрела «Поэма» для скрипки с оркестром (1896), высоко оценённая Дебюсси и исполняемая многими скрипачами.
Сочинения:
оперы — Прихоти Марианны (Les caprices de Marianne, по пьесе А. де Мюссе, 1884), Елена (по Ш. Леконту де Лилю, 1886), Король Артюс (Le roi Arthus, либр. Ш., 1895, пост. 1903, т-р «Де ла Монне», Брюссель); кантата Араб (L’arabe, для скр., муж. хора и орк., 1881); для оркестра — симфония B-dur (1890), симф. поэмы Вивиана (1882, 2-я ред. 1887), Одиночество в лесу (Solitude dans les bois, 1886), Праздничный вечер (Soir de fкte, 1898); Поэма Es-dur для скр. с орк. (1896); Ведический гимн для хора с орк. (Hymne vйdique, сл. Леконта де Лиля, 1886); для жен. хора с фп. Свадебная песнь (Chant nuptial, сл. Леконта де Лиля, 1887), Погребальная песнь (Chant funebre, сл. У. Шекспира, 1897); для хора a cappella — Жанна д’Арк (лирич. сцена для солиста и жен. хора, 1880, возможно, фрагмент неосуществлённой оперы), 8 мотетов (1883-1891), Баллада (сл. Данте, 1897) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — фп. трио g-moll (1881), фп. квартет (1897, закончен В. д’Энди), струн. квартет c-moll (1899, не окончен); концерт для скр., фп. и струн. квартета (1891); для фортепиано — 5 фантазий (1879-80), сонатина F-dur (1880), Пейзаж (Paysage, 1895), Несколько танцев (Quelques danses, 1896); для голоса с оркестром — Поэма любви и моря (Poeme de l’amour et de la mer, сл. Бушора, 1892), Вечная песнь (Chanson perpetuelle, сл. Ж. Кро, 1898); для голоса с фортепиано — песни (св. 50) на сл. Леконта де Лиля, Т. Готье, П. Бурже, Бушора, П. Верлена, Метерлинка, Шекспира и др.; 2 дуэта(1883); музыка к спектаклям драматического театра — «Буря» Шекспира (1888, «Пти театр де марионет», Париж), «Легенда о св. Цецилии» Бушора (1892, там же), «Птицы» Аристофана (1889, не пост.).
В. А. Кулаков