Здесь Бах царит, здесь топчет он
Страстишек человечьих мелочь,
Он раздвигает небосклон
И в будущее смотрит смело
Лев Озеров
В июле месяце молодой органист, лауреат международных конкурсов Лука Гаделия выступил с сольной программой в рамках Международного фестиваля органной музыки «Романтический оргáн белых ночей». Романтика белых ночей не подвела: розовый закат отражался на пастельных стенах капеллы и в такт музыке постепенно насыщался новыми красками. Слушатели (среди которых было много детей, несмотря на позднее время) постепенно погружались в таинственный мир органного звучания.
Программа концерта была выстроена достаточно динамично. Открылась она восточной зарисовкой «Абхазская рапсодия» Е. Бутузовой. Тем самым исполнитель как бы продемонстрировал связь своей творческой личности с землёй, на которой она формировалась,— родной Абхазией. Произведение стало импровизированной прелюдией к одному из основных органных жанров — токкате.
Далее первое отделение было представлено монументальными фресками: «Токкатой фа мажор» его величества И. С. Баха и «Токкатой» Г. Мушеля, которые перемежались авторской интерпретацией «Белых ночей» П. И. Чайковского и романтически-импровизационным стилем Ференца Листа («Прелюдия и фуга на тему BACH»).
Когда в последнем сочинении звучала построенная на четырёх известных нотах тема креста, имеющая прежде всего религиозное значение, в памяти возникла история самого органа, который был изготовлен в 1891 г. знаменитой немецкой фирмой «Валькер» по заказу. Таким образом, в этом году органу Капеллы исполняется 120 лет! В 1926 г. церковь была закрыта, и год спустя орган перенесли в Капеллу. Его неоднократно реконструировали, и сегодня он имеет 57 регистров, 3 мануала и более 4500 труб, вибрирующих всевозможными красками и оттенками.
И вот второе отделение — празднество для детей и любителей миниатюры. Исполнитель настраивает аудиторию еще на одну волну восприятия — светлую, озорную, игривую. «Музыкальные картинки» проносятся чередой образов: «Фанфары», «Бабочки», «Механическая игрушка» сменяются узнаваемым утонченным почерком Сергея Слонимского («Дюймовочка») и завершаются «темброво-игровыми» зарисовками: «Эстафета», «Паяц», «Токатта» (последняя — сочинение композитора Л. Боэльмана в транскрипции Луки Гаделия).
Поскольку любой органный концерт предполагает монументальность форм, то для симметрии и создания арочной композиции завершающим номером программы исполнитель выбрал первую часть Шестой симфонии французского композитора Шарля Мари Видора. Говоря о последнем, нельзя не упомянуть, что Ш. М. Видор был органистом церкви Сен-Сюльпис в течение 64 лет, преподавателем композиции в Парижской консерватории, а главное — его симфонии насчитывают более 8 разных редакций каждая. Достойный пример для подражания!
В интерпретациях Гаделии ощущается и дух новаторских интерпретаций, и следование канонам сложившейся исполнительской школы, подкрепленные высоким техническим мастерством. Словом, есть всё для того, чтобы бесконечный мир органной музыки принял творчество молодого и талантливого исполнителя.