Вальтрауд Майер (нем. Waltraud Meier; род. 1956) — немецкая певица (меццо-сопрано / сопрано).
Немецкая певица Вальтрауд Майер — не просто обладательница прекрасного сопрано. Она прославилась великолепным исполнением сопрановых партий в операх своего великого соотечественника — Рихарда Вагнера.
Родина певицы — небольшой город Вюрцбург, расположенный в Баварии. Впрочем, несмотря на скромные размеры, культурная жизнь в этом городе всегда была весьма интенсивной — ведь в нем есть и университет, существующий более шести столетий, и оперный театр, и даже консерватория. В семье, где родилась и росла Вальтрауд, ценили искусство — музыкой занимались все дети. Вальтрауд обучалась фортепианной игре, а также осваивала блокфлейту, но без особого успеха: природа одарила девочку музыкальностью, а вот беглости пальцев ей не хватало. Но было и другое занятие — пение, и в этом она ощущала себя столь естественно, что поначалу даже не задумывалась о том, что пение может стать ее профессией. Поэтому после окончания школы она стала студенткой не консерватории, а университета, поступив на англо-романский факультет, а вокал оставался ее увлечением.
Оперой и вообще академической музыкой Майер в те годы не интересовалось — гораздо больше ей нравилось исполнять французский шансон. Тем не менее, Дитгер Якоб — профессор консерватории, у которого она брала уроки вокального искусства частным образом — разглядел в ней задатки оперной певицы и предложил ей прийти в Вюрцбургскую оперу на прослушивании. Майер последовала его совету, и ее приняли в театр. Дебютировала певица в 1976 году, а первой ролью ее стала Лола в «Сельской чести». Это побудило Майер бросить университет и полностью посвятить себя оперному пению.
В консерваторию певица так и не поступила, да и не пыталась это сделать — все премудрости оперного искусства она постигала на практике. Через два года после дебюта в родном городе она получила приглашение в Мангеймский театр, и первой ее ролью, исполненной там, была партия в вагнеровской опере — Эрда в «Золоте Рейна». В последующие два года она исполнила в Мангейме более трех десятков партий, и уже тогда полюбила оперы Рихарда Вагнера с их вокальной и драматической насыщенностью. По прошествии двух лет певица была приглашена в театр Дортмунда. Тогда же — в 1980 году — состоялось ее первое выступление за пределами родной страны, в Буэнос-Айресе, и международный дебют Майер тоже был связан с вагнеровской оперой: в Аргентине она исполнила партию Фрики в «Валькирии».
Любой вагнеровский певец мечтает о выступлении на фестивале в Байрёйте, и Майер тоже мечтала об этом. Певица не стала дожидаться, когда ее пригласят — она по собственной инициативе отправилась на прослушивание, лишь предварительно позвонив. Концертмейстер, увидев у нее клавир оперы «Парсифаль», посоветовал исполнить на прослушивании фрагмент из партии Кундри. У певицы были большие сомнения — ведь прежде она не исполняла эту роль, но концертмейстер ее убедил, что именно так она сможет показать себя во всей красе, и артистка его совету последовала. Спев Кундри на прослушивании, Майер была выбрана на эту роль в фестивальном спектакле.
В последующие десять лет Майер неизменно исполняла партию Кундри на Байрёйтском фестивале, а с 1990 года она исполняла еще одну партию — это была валькирия Вальтраута в «Гибели богов». Одновременно певица продолжала выступать в различных театрах Германии: до 1984 года она пела в Ганновере, а до 1988 года — в Штутгарте. Успехи Майер в Байрёйте привлекли к ней внимание лучших театров мира — певица выступала в Вене, Милане, Нью-Йорке, Лондоне.
Хотя карьера Майер начиналась с Лолы, Фрики и других меццо-сопрановых партий, со временем певица решила переключиться на сопрановый репертуар. Произошло это в 1989 году, и тоже было связано с творчеством Рихарда Вагнера — Майер исполнила партию Венеры в «Тангейзере» в Венской опере, а в следующем году выступила в той же партии в Гамбурге. В последующие два года она пела в Ницце Донну Эльвиру в «Дон-Жуане» Вольфганга Амадея Моцарта, а в Париже — Мари в «Воццеке» Альбана Берга. Тогда же, в 1992 году, она исполнила в Вене партию Зиглинды в «Валькирии», и партнером ее в этом спектакле был Пласидо Доминго. Позднее они вместе пели в постановке «Валькирии» в «Ла Скала».
Первой сопрановой партией, исполненной Майер на Байрёйтском фестивале, стала главная героиня в «Тристане и Изольде». Поставил этот спектакль режиссер Хайнер Мюллер, а дирижировал Даниэль Баренбойм. В дальнейшем она на протяжении шести лет исполняла в Байрёйте роль Изольды. В то же время она продолжала исполнять меццо-сопрановые партии. В 1996 году выступила в «Метрополитен-опера» в роли Кармен, но успеха в этой партии она не имела (певица сделала вывод, что стиль режиссера Франко Дзеффирелли, поставившего этот спектакль, ей не подходит).
В 2000 году Майер вновь пела Зиглинду с Пласидо Доминго — на этот раз в Байрёйте. К сожалению, это выступление на вагнеровском фестивале стало для нее последним: у нее возникли серьезные разногласия с Вольфгангом Вагнером — руководителем фестиваля, внуком великого композитора — и преодолеть их не удалось. Но исполнять вагнеровские партии она продолжала, и не только на сцене — с ее участием были записаны «Кольцо нибелунга», «Тангейзер», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Но, разумеется, ее репертуар не ограничивался Вагнером: в Зальцбурге Майер пела Клитемнестру в «Электре» Рихарда Штрауса, в 2015 году в Дрездене она вновь рискнула выступить в партии Кармен — на этот раз с большим успехом. В Чикаго певица исполняла партию Леоноры в «Фиделио» Людвига ван Бетховена. Неоднократно она гастролировала (в том числе и в России) с концертными программами, содержащими произведения Иоганнеса Брамса, Франца Шуберта, Густава Малера и других композиторов.
В 1983 году из Байрейта пришла радостная весть: «зажглась» новая вагнеровская «звезда»! Ее имя — Вальтрауд Майер.
С чего все началось…
Вальтрауд родилась в Вюрцбурге в 1956 году. Сперва училась играть на блокфлейте, потом на фортепиано, но, как рассказывает сама певица, беглостью пальцев она не отличалась. И когда у нее не получалось выразить свои эмоции на клавиатуре, она в полной ярости захлопывала крышку пианино и начинала петь.
Пение было для меня всегда совершенно естественным способом самовыражения. Но я никогда не думала, что это станет моей профессией. Зачем? Я и так бы всю жизнь музицировала.
По окончании школы она поступила в университет и собиралась стать педагогом английского и французского. А частным образом брала уроки вокала. Кстати, что касается вкусов, то ее страстью в те годы была вовсе не классические композиторы, а группа «Би Джиз» и французские шансонье.
И вот спустя год частных занятий по вокалу мой педагог вдруг предложил мне прослушаться на вакантное место в оперном театре Вюрцбурга. Я подумала: а почему бы и нет, я же ничего не теряю. Я этого не планировала, моя жизнь от этого не зависела. Я спела, и меня взяли в театр. Я дебютировала в роли Лолы в опере Масканьи «Сельская честь». Позже я перешла в мангеймский оперный театр, где стала работать над вагнеровскими ролями. Моей первой партией стала партия Эрды из оперы «Золото Рейна». Мангейм для меня был своего рода фабрикой — я сделала там более 30 ролей. Я пела все меццо-сопрановые партии, в том числе и те, которых я тогда еще не была достойна.
Университет, понятно, Вальтрауд Майер закончить не удалось. Но и музыкального образования, как такового, она тоже не получила. Ее школой были театры. После Мангейма последовали Дортмунд, Ганновер, Штуттгарт. Затем Вена, Мюнхен, Лондон, Милан, Нью-Йорк, Париж. И, конечно же, Байрейт.
Вальтрауд и Байрейт
О том, как Вальтрауд Майер попала в Байрейт, певица рассказывает так.
После того, как я уже несколько лет проработала в различных театрах и уже исполняла вагнеровские партии, настало время прослушаться и в Байрейте. Я позвонила туда сама и приехала на прослушивание. И тут большую роль в моей судьбе сыграл концертмейстер, который, увидев у меня клавир «Парсифаля», предложил спеть именно Кундри. На что я сказала: что? здесь, в Байрейте? Кундри? Я? Упаси Боже, никогда! Он сказал: ну, почему же? Здесь-то вы и сможете себя показать. Тогда я согласилась и спела ее на прослушивании. Так в 83 году в этой роли я дебютировала на сцене Байрейта.
Бас Ганс Зотин так вспоминает о своем первом сотрудничестве с Вальтрауд Майер в 1983 году в Байрейте.
Мы пели в Парсифале. Это был ее дебют в роли Кундри. Оказалась, что Вальтрауд — очень любит с утра поспать и в двенадцать, полпервого она приходила с таким заспанным голосом, я думал, Боже, справишься ли ты сегодня с ролью вообще. Но удивительно — через полчаса ее голос прекрасно звучал.
После 17 лет тесного сотрудничества между Вальтрауд Майер и руководителем байрейтского фестиваля, внуком Рихарда Вагнера, Вольфгангом Вагнером, возникли непримиримые разногласия, и певица заявила о своем уходе из Байрейта. То, что от этого проиграл фестиваль, а не певица — абсолютно ясно. Вальтрауд Майер с ее вагнеровскими персонажами уже вошла в историю. Рассказывает режиссер Венской государственной оперы Ангела Цабра.
Когда я познакомилась с Вальтрауд здесь в Государственной опере, ее представляли как вагнеровскую певицу. Ее имя было неразрывно связано с Кундри. Говорят Вальтрауд Майер — читай Кундри. Она в совершенстве владеет своим ремеслом, своим голосом, подаренным ей Господом, она дисциплинирована, она работает над своей техникой до сих пор, она не прекращает учиться. Это существенная часть ее жизни, ее личности — у нее всегда ощущение, что она должна дальше работать над собой.
Коллеги о Вальтрауд Майер
А вот какого мнения о Вальтрауд Майер дирижер Даниель Баренбойм, с которым она не только сделала несколько постановок, выступала в концертах, но и записала «Кольцо нибелунга», «Тристана и Изольду», «Парсифаль», «Тангейзера»:
Когда певец молод — он может произвести впечатление голосом, талантом. Но с течением времени многое зависит от того, насколько артист продолжает работать дальше и развивать свой дар. Это все есть у Вальтрауд. И еще: она никогда не отделяет музыку от драмы, а всегда связывает эти составляющие.
Режиссер Юрген Флимм:
Говорят, что Вальтрауд — сложный человек. При этом она всего лишь умна.
Бас Ганс Зотин:
Вальтрауд, как говорится, рабочая лошадка. Если вам удастся соприкоснуться с ней в жизни, то у вас совершенно не возникнет впечатления, что перед вами примадонна с какими-нибудь причудами, капризами или переменчивым настроением. Она совершенно нормальная девчонка. Но вечером, когда поднимается занавес, она преображается.
Режиссер Венской государственной оперы Ангела Цабра:
Она проживает музыку душой. Она увлекает и зрителей, и коллег идти ее путем.
Что же думает о себе сама певица:
Считают, что я хочу быть во всем безупречной, совершенной. Возможно, это так. Если мне что-нибудь не удается, то я, конечно, недовольна. С другой стороны, я знаю, что должна немного щадить себя и выбирать, что для меня важнее — техническое совершенство или выразительность? Конечно, было бы здорово, совместить верный образ с безупречным, совершенным чистым звуком, беглыми колоратурами. Это — идеал и к этому, разумеется, я всегда стремлюсь. Но если это в какой-то вечер не удается, я думаю, что мне важнее донести до публики смысл, заложенный в музыке, и чувства.
Вальтрауд Майер — актриса
Вальтрауд посчастливилось работать с выдающимися режиссерами своего времени (или им с ней?) — Жан-Пьер Поннель, Гарри Купфер, Петер Конвичный, Жан-Люк Бонди, Франко Дзеффирелли и Патрис Шеро, под руководством которого она создала неповторимый образ Марии из оперы Берга «Воццек».
Кто-то из журналистов назвал Майер «Каллас нашего времени». Сперва мне показалось это сравнение очень далеким. Но потом, я поняла, что имел в виду коллега. Певиц с прекрасным голосом и совершенной техникой не так мало. А вот актрис среди них — единицы. Мастерски — с театральной точки зрения — созданный образ — это то, что отличало Каллас 40 с лишним лет назад, и это то, за что ценят Вальтрауд Майер сегодня. Сколько за этим стоит работы — знает только она.
Для того чтобы я сказала — сегодня роль удалась, — необходимо сочетание многих факторов. Во-первых, для меня важно, найти верный путь для создания образа в процессе самостоятельной работы. Во-вторых, на сцене очень многое зависит от партнера. Идеально, если мы можем играть с ним в паре, как в пинг-понге, перекидываясь друг с другом шариком.
Я очень чувствую костюм — мягкий он, струится ли ткань или он сковывает мои движения — от этого меняется моя игра. Парики, макияж, декорации — все это для меня важно, это то, что я могу включить в свою игру. Свет тоже играет большую роль. Я всегда ищу освещенные места и играю со светом и тенью. Наконец, геометрия на сцене, как расположены друг к другу герои — если параллельно к рампе, лицом к публике, как в греческом театре, тогда зритель оказывается вовлеченным в происходящее. Другое дело, если они обращены друг к другу, тогда их диалог носит очень личный характер. Это все очень важно для меня.
Директор Венской оперы Иоан Холендер, который знает Вальтрауд вот уже 20 лет, называет ее актрисой высочайшего класса.
У Вальтрауд Майер от спектакля к спектаклю появляются новые краски, нюансы. Поэтому ни одно представление не похоже на другое. Я очень люблю ее Кармен, но также и Сантуццу. Моя любимая роль в ее исполнении — Ортруд. Она неописуема!
Вальтрауд, по собственному признанию, честолюбива. И каждый раз она ставит планку немного выше.
Иногда я начинаю бояться, что не справлюсь. Такое произошло с Изольдой: я ее выучила и уже пела в Байрейте, и вдруг поняла, что, по собственным критериям, недостаточно созрела для этой роли. То же самое произошло и с ролью Леоноры в «Фиделио». Но все же я продолжала работать. Я не из тех, кто опускает руки. Я ищу до тех пор, пока не найду.
Основное амплуа Вальтрауд — меццо-сопрано. Партию Леоноры Бетховен написал для драматического сопрано. И эта не единственная сопрановая партия в репертуаре Вальтрауд. В 1993 году Вальтрауд Майер решила попробовать себя в качестве драматического сопрано — и это ей удалось. С тех пор ее Изольда из оперы Вагнера — одна из лучших в мире.
Говорит режиссер Юрген Флимм:
Ее Изольда стала уже легендой. И это оправдано. Она блестяще владеет ремеслом, техникой, вплоть до малейших деталей. Как она работает над текстом, музыкой, как она это объединяет — не многие это могут. И еще: она умеет вжиться в ситуацию на сцене. Она продумывает, что происходит в голове у персонажа, и затем воплощает это в движениях. А то, как она умеет выразить характер голосом — это фантастика!
Вальтрауд Майер:
Над большими партиями, такими как, к примеру, Изольда, где только чистого пения почти 2 часа, я начинаю работать заранее. Я ее стала учить за четыре года до того, как впервые вышла с ней на сцену, откладывая клавир и начиная снова.
Ее Тристан, тенор Зигфрид Ерузалем, так рассказывает о работе с Вальтрауд Майер.
Я вот уже 20 лет пою с Вальтрауд с величайшим удовольствием. Она — великая певица и актриса, это знаем мы все. Но, кроме того, мы с ней еще отлично подходим друг к другу. У нас прекрасные человеческие отношениями, и, как правило, схожие взгляды на искусство. Не случайно нас называют идеальной парой в Байрейте.
Почему именно Вагнер стал ее композитором, Вальтрауд Майер отвечает так:
Его сочинения интересуют меня, заставляют меня развиваться и идти дальше. Тематика его опер, уже только с психологической точки зрения, безумно интересна. Работать над образами можно бесконечно, если подходить к этому детально. Например, сейчас взглянуть на эту роль с психологической стороны, теперь с философской или, к примеру, изучить только текст. Или посмотреть оркестровку, ведение мелодии или то, как Вагнер использует голосовые возможности. И, наконец, потом все это объединить. Этим я могу заниматься бесконечно. Мне кажется, я никогда не закончу над этим работать.
Другим идеальным партнером, по мнению немецкой прессы, явился для Вальтрауд Майер Пласидо Доминго. Он — в роли Зигмунда, она — вновь в сопрановой партии Зиглинды.
Пласидо Доминго:
Вальтрауд является сегодня певицей высочайшего класса в первую очередь в немецком репертуаре, но и не только. Достаточно упомянуть ее роли в операх «Дон Карлос» Верди или «Кармен» Бизе. Но особенно ярко ее талант раскрывается в вагнеровском репертуаре, где есть партии будто написанные для ее голоса, например Кундри в «Парсифале» или Зиглинда в «Валькирии».
Вальтрауд о личном
Вальтрауд Майер живет в Мюнхене и считает этот город по-настоящему «своим». Она не замужем и у нее нет детей.
То, что профессия оперной певицы повлияла на меня — это понятно. Постоянные разъезды приводят к тому, что очень трудно сохранять дружеские связи. Но, вероятно, именно поэтому я осознанно уделяю этому больше внимания, ведь друзья значат для меня очень много.
О недолгой профессиональной жизни вагнеровских певиц известно всем. Вальтрауд уже побила все рекорды в этом отношении. И все же, говоря о будущем, грустная нотка появляется в ее голосе:
Я уже задумываюсь о том, как долго мне еще суждено петь, но эта мысль не тяготит меня. Мне важнее знать, что мне сейчас нужно делать, в чем моя задача сейчас, в надежде, что когда придет день и я буду вынуждена прекратить — по какой бы то ни было причине — я спокойно с этим смирюсь.
Карина Кардашева