Драгоценности королевы

Первый сольный концерт в России дала Мариэлла Девиа

Мариэлла Девиа

Как известно, знаменитый миланский театр "Ла Скала" ежегодно открывает новый оперный сезон в один и тот же день — 7 декабря, когда отмечается память небесного покровителя ломбардской столицы Амвросия Медиоланского. Признанный центр искусства бельканто, на сцене которого состоялись многочисленные премьеры великих итальянских композиторов, не изменил своему правилу и теперь - занавес миланской оперы вновь поднялся после двухмесячного перерыва, но на этот раз с его сцены полились совсем иные звуки: "Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера с блистательной Вальтрауд Майер в заглавной партии будет царить весь декабрь на первой итальянской сцене.

Но праздник бельканто все же состоялся в этот день. Правда, в совсем ином месте. На другом конце Европы, в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, свой первый сольный концерт в России дала удивительная певица, без преувеличения - королева бельканто Мариэлла Девиа.

Имя певицы не слишком известно широкой публике в нашей стране, точнее сказать, оно мало известно даже любителям оперы. Это при том, что за плечами у Девии 35-летняя карьера, множество записей, спектакли по всем миру и пр. Удивляться не приходится: на Западе, даже в родной Италии, имя певицы также хорошо знакомо только почитателям раннеромантической оперы, с которой связана практически вся творческая жизнь артистки. Неприятие шумихи, излишней рекламы вокруг ее персоны - это кредо Мариэллы Девии, которое она исповедует на протяжении всего своего творческого пути.

Интроверт по натуре (по ее собственному признанию), она бежит всякой публичности и считает допустимой для себя только одну ее форму - оперный спектакль или концерт. Согласитесь, позиция, вызывающая уважение, особенно в наш век, когда практически любой "служитель Мельпомены" только и норовит, как бы засветиться по поводу и без оного на телеэкране или быть упомянутым той или иной газетой. Под стать такому поведению и весь внешний облик певицы - совсем не примадоннский: скромное красное платье, короткая стрижка, простые манеры, скупые движения на сцене… Так вполне могла бы выглядеть операционистка в отделении банка, где вы оплачиваете коммунальные платежи, или учительница географии в школе, где учится ваш ребенок…

7 декабря в Зале Чайковского собралось неприлично мало слушателей - едва половина огромной мейерхольдовой чаши была заполнена. Но зато пришли самые-самые, те, кому это действительно нужно по зову души: мобильные телефоны молчали, во время исполнения произведений в зале воцарялась идеальная тишина, и никому не приходило в голову аплодировать между арией и кабалеттой. Всех остальных, которые проигнорировали сие мероприятие, остается только искренне и сильно пожалеть - послушать было что!

Музыку эпохи бельканто Девиа избрала в качестве мейнстрима своего творчества давно и с этого пути не сворачивает, продолжая оттачивать стиль и мастерство. Выбор осознанный и вполне оправданный, поскольку голос певицы наилучшим образом подходит именно для этой музыки: он небольшой, но тембрально насыщенный и полётный, красивый, но не приторный, в нем заложен некий драматизм, напряжение, что позволяет по сути лирическому сопрано быть убедительным в трагедийных партиях. Сегодня Девиа поет только эту музыку и преимущественно на сценах итальянских театров.

Эпоха бельканто практически безраздельно властвовала и на московском концерте: три ариетты Беллини и романс из оперы "Капулетти и Монтекки"; четыре канцоны Россини и ария из его оперы "Аделаида Бургундская"; арии из доницеттиевских "Анны Болейн" и "Марии Стюарт"; три канцоны Верди и ария из его "Ломбардцев"; на бис - ария из "Ласточки" Пуччини и вторая ария Виолетты из "Травиаты" Верди. Трудно сказать, что именно из всего спетого получилось лучше всего, поскольку практически каждое произведение - камерное или оперное - исполнено не просто в стиле и красивым звуком, безупречно с технической точки зрения, но несет в себе глубочайший смысловой заряд. Все же осмелюсь заметить, что, на мой взгляд, наиболее удачными были все произведения Беллини, для исполнения музыки которого голос Девии подходит просто идеально, арии доницеттиевских героинь, а также "Addio del passato" из "Травиаты".

В искусстве Девии более всего привлекает, в первую очередь, сочетание технического совершенства, позволяющего певице чувствовать себя абсолютно свободно в избранной музыке, и необычайной простоты, естественности исполнения. "Поет, как живет" - казалось бы, безо всяких видимых усилий добиваясь поразительных и чисто музыкантских, и эмоциональных эффектов. В каждом спетом произведении мы видим и слышим полное слияние личности артистки и переживаемой ею судьбы ее героини - она поет не для публики, она поет для Всевышнего, именно к нему направлены все мольбы ее несчастных королев и покинутых возлюбленных. С музыкой преображается и сама певица, превращаясь из женщины с неброской внешностью в подлинную королеву сцены.

Смело можно сказать, что Москва давно уже не слышала вокального вечера такого уровня - по цельности замысла, по техническому мастерству, по глубине проникновения в исполняемую музыку, по отсутствию внешних эффектов и эпатажа и в то же время эмоциональному воздействию на публику. Вместе со своим аккомпаниатором Розеттой Кукки Мариэлла Девиа творила подлинное искусство, хотя как человек скромный таких целей первоначально наверняка не ставила - просто хорошо спеть музыку любимых авторов. А в итоге спела она ее по-королевски.

реклама

вам может быть интересно

Натурфилософия Бетховена Классическая музыка