Liturgy of St. John Chrysostom, Op. 41
Исполнители: смешанный хор.
История создания
Осенью 1877 года с тяжелейшим нервным расстройством, вызванным неудачным во всех отношениях браком, Чайковский уехал для лечения за границу. Необходимые средства для этого ему предоставила Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова железнодорожного магната, в дальнейшем много лет поддерживавшая композитора. В числе других произведений, написанных в основном за границей или в одном из имений фон Мекк, где композитору была предоставлена возможность жить в отсутствие хозяев, — и Литургия Иоанна Златоуста.
14 (26) февраля Чайковский, находившийся тогда во Флоренции, просил своего издателя Юргенсона прислать ему для образца экземпляр литургии Львова, директора Придворной певческой капеллы, издавшего в 1848 году «Обиход нотного церковного пения». По словам композитора, Юргенсон прислал ему не то, что нужно, и в другом письме, через две недели, уже из Кларана, Чайковский пишет: «Мне нужен полный текст литургии, с музыкой или без музыки — это все равно. Умоляю тебя достать мне таковой или, в противном случае, указать, к кому за ним обратиться». Судя по другому письму, Чайковский в своей работе использовал «Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление, с какими мыслями и чувствами должно стоять при совершении литургии», изданное в 1867 году. Задача композитора при сочинении была не особенно сложной, так как традиции основных песнопений, распределение того, что поется, а что читается, прочно сложились. Уже к 27 мая, как сообщал Чайковский в письме к фон Мекк, были закончены несколько номеров в эскизах, а в июле композитор упоминает Литургию в числе вполне законченных произведений. Она получила порядковый номер сочинения 41 и была впервые исполнена в церкви Киевского университета в июне 1879 года (точная дата неизвестна), затем в одной из московских церквей, а в ноябре 1880 года — в закрытом духовном концерте Московской консерватории. Первое открытое исполнение Литургии состоялось 18 декабря 1880 года в экстренном собрании Русского музыкального общества в Москве, в зале Благородного собрания.
Сам факт публичного исполнения произведения, которое до тех пор могло звучать только в церковных стенах, имел принципиальное значение. По свидетельству прессы, реакция публики была далеко не однозначной. В анонимном письме, опубликованном в одной из газет, указывалось, что исполнение литургии в публичном зале за деньги может иметь пагубные последствия для нравственности. Модест Чайковский, обобщая появившиеся рецензии, писал: «Одним не нравилась «не церковность» музыки, в смысле «отсутствия сходства» с тем, что обыкновенно слышно при богослужениях, т. е. с сочинениями Бортнянского, Сарти, Львова и Березовского, другим — тоже «не церковность» в смысле отсутствия древнецерковного стиля... Третьи остались недовольны бедностью пикантных и интересных музыкальных сочетаний, четвертые, наоборот,... взывали к строгости стиля Палестрины. Наконец, пятые, преимущественно из духовных лиц, негодовали без всякого повода, просто так, на дерзкую попытку «светского» композитора и говорили «Куда он лезет в церковную музыку?! Писал бы польки, да вальсы, да оперы!»
Литургия задумывалась не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы. Об этом свидетельствует и ее строение: она состоит из 15 небольших номеров. №1 — После возглашения «Благословлено царство», №2 — После первого антифона, №3 — После малого входа, №4 — После чтения апостола, №5 — После чтения Евангелия, №6 — Херувимская песнь, №7 — После Херувимской песни, №8 — Символ веры, №9 — После символа веры, №10 — После возглашения «Твоя от твоих...», №11 — После слов «Изрядно о Пресвятей...», №12 — После возглашения «И даждь нам единеми усты...», №13 — Молитва Господня, №14 — Причастный стих, №15 — После возглашения «Со страхом Божиим...»
Издание впервые было осуществлено Юргенсоном в 1879 году.
Музыка
В Литургии композитор не претендовал на принципиально новые решения. Однако, как признавал сам, музыка получилась слишком «европейской». «Хочется сохранить в неприкосновенности древние церковные напевы, а между тем, будучи построены на гаммах совершенно особого свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации. Зато если удастся выйти победителем из всех затруднений, я буду гордиться, что первый из современных русских музыкантов потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки».
Музыка Литургии начинается с хоровых возгласов «Аминь, Господи, помилуй». В №3 центральное место занимает «Трисвятое», распетое в строгом, суровом стиле с минимально движущейся мелодией. №4 возглашает Аллилуйю с радостным распевом. В №6, Херувимской, появляются элементы полифонии — медленно и тихо, один за другим, вступают голоса хора, начиная с сопрано, лишь постепенно сливаясь в стройные аккорды и заканчиваясь торжествующим «Аллилуйя». Самый развернутый — №8, Символ веры, где мощная кульминация приходится на слова «И взошедшего на небеса, и седяща одесную Отца», после чего постепенный спад приводит к заключительному «Аминь» на пианиссимо. Медленно и величаво излагается «Достойно есть» (№11) в каноническом движении, объединяясь лишь в заключительных торжественных аккордах. «Причастный стих» (№14) «Хвалите Господа с небес» — псалмодирование на одном звуке, переходящее в радостные юбиляции «Аллилуйи».
Л. Михеева
К сочинению церковной музыки Чайковский впервые обратился в 1878 году. Взяться за эту работу его побудила неудовлетворенность состоянием русского богослужебного пения в то время. «...Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки, — писал он. — В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и проч., но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!».
Но если Березовский и Бортнянский при всей их «светскости» и далекости от истоков отечественного певческого искусства были все же значительными творческими личностями, создавшими свою традицию, то с 30-х годов XIX века в области русского церковного пения наступает пора глухого застоя, рутины и полной обезличенности. Немногочисленные духовные сочинения Глинки, Алябьева, Верстовского не определяли ее общего уровня, оставаясь эпизодическими явлениями, редко звучащими с клироса.
Чайковскому были в равной степени антипатичны и пышная торжественность концертного стиля, и та слишком открытая романсная чувствительность, элементы которых привносились некоторыми композиторами в их духовные сочинения. Основными чертами церковной музыки, по мнению Чайковского, должны быть простота, ясность, сдержанность выражения и в то же время душевная теплота, благоговейная искренность чувства.
Первым его опытом в этой области была «Литургия Иоанна Златоуста», написанная в мае — июне 1878 года, — произведение сравнительно скромное по размеру (Чайковский избрал сокращенный вариант Литургии, утвердившийся в XIX веке в богослужебном обиходе ряда столичных церквей.) и по средствам музыкального изложения. Почти все песнопения выдержаны в гомофонно-гармоническом складе и только изредка встречаются островки имитационной полифонии (например, небольшие имитационные построения в «Достойно есть» и «Хвалите Господа с небес»). Желая избегнуть элементов концертности, нарушающих строгую простоту богослужебного чина, композитор полностью отказывается от пения соло: все песнопения исполняются полным составом хора и некоторое тембровое разнообразие вносят только короткие переклички женской и мужской групп в возгласах «Господи, помилуй» и Херувимской.
Несмотря на подобное самоограничение, индивидуальный почерк Чайковского легко узнается в музыке «Литургии». По своему мелодико-интонационному строю она имеет мало общего с тем «византийским стилем», о котором писал композитор в цитированном письме, и носит личный лирический характер. Среди лучших по музыке частей произведения можно назвать Херувимскую с ее элегически окрашенным сдержанно целомудренным лиризмом и красочными контрастами хоровых групп. Выразительно звучит медленно нисходящая по ступеням тетрахорда мелодическая фраза, проводимая имитационно в разных голосах хора на фоне выдержанного звука, перемещающегося по ступеням минорного трезвучия.
Тонкую лирическую миниатюру представляет собой краткое песнопение «Тебе поем», в котором особенно выделяется заключительное построение с имитационно повторяющимся скорбным оборотом нисходящей квинты или кварты.
Нетрудно заметить, что все песнопение вырастает из нисходящей секундной интонации первых четырех тактов.
Мелодический оборот на словах «Тебе благословим» становится подобием лейтмотива, устанавливающего внутреннюю связь между отдельными песнопениями. Впервые этот оборот встречается в предшествующем охарактеризованному нами песнопении «Милость мира» (на словах «И со духом Твоим»), а затем многократно повторяется в разных вариантах в молитве «Отче наш». Есть и другие, иногда, может быть, непреднамеренные, интонационные переклички между разными частями «Литургии», что придает ей известную музыкальную цельность и законченность.
Ю. Келдыш
Хоровое творчество Чайковского →