Das Liebesverbot
«Запрет любви, или Послушница из Палермо» (Das Liebesverbot, oder Die Novize von Palermo) — большая комическая опера Рихарда Вагнера в 2 действиях, либретто композитора по мотивам пьесы У. Шекспира «Мера за меру».
Премьера: Магдебург, 29 марта 1836 г., под управлением автора.
Шекспировская драма, которая осуждает ханжество, рядящееся в одежды морали, привлекла одновременно с Вагнером и Пушкина, который переработал пьесу в поэму «Анджело». В опере сюжет истолкован с позиций «Молодой Германии» — либеральной литературно-общественной группы, отстаивавшей политическую свободу. Несомненно воздействие на Вагнера крупнейшего представителя этой группы К. Гуцкова, в частности его знаменитого не по заслугам романа «Валли сомневающаяся» (1835), в котором утверждалась идея свободной любви, культ плоти и радости жизни. За эту книгу ее автор был осужден на тюремное заключение. Опера Вагнера явилась ответом на арест Гуцкова и расправу с его единомышленниками. Композитор не принял суровой, пессимистической концепции Шекспира, противопоставив жестокому тирану и лицемеру героев, свободных в проявлении своих чувств.
Действие оперы происходит в Палермо, где немец Фридрих, ставший правителем, обрушивает на итальянцев суровые наказания. Первой его жертвой падает Клаудио, любовница которого должна стать матерью. Клаудио осужден на казнь. Сестра его Изабелла умоляет правителя отменить приговор. Восхищенный ее красотой, он готов помиловать Клаудио в обмен на ее любовь. Изабелла возмущена, но притворно соглашается — на самом деле ее должна заменить замаскированная любовница правителя. Влюбленный в Изабеллу Лючио охвачен ревностью и призывает народ вывести на чистую воду лицемера Фридриха. Разоблаченный, тот требует, чтобы его казнили в соответствии с законом, карающим за прелюбодеяние. Однако народ отменяет кровавый закон, освобождая всех, кто был брошен в тюрьму, начиная с Клаудио, и радостно приветствует возвратившегося короля, который временно уступил власть Фридриху.
В непримиримом конфликте столкнул Вагнер чувственную радость жизни и мрачный аскетизм, на поверку оказывающийся лицемерием, ложью. Антагонистические силы воплощены в контрастных, музыкально обобщенных образах. Вступление к опере является сжатым, драматически сконцентрированным раскрытием ее содержания; победа карнавальной темы означает торжество радости жизни. Несмотря на то что партитура «Запрета любви» неровна, лучшие ее страницы позволяют предугадать появление будущих, более зрелых произведений композитора.
Поставленная в 1836 г. под менее вызывающим названием «Послушница из Палермо», опера не имела успеха и была снята с репертуара. В XX веке она шла в Лейпциге (1923), Лондоне и Нью-Йорке (1965).
А. Гозенпуд