«Энох Арден», или «Крик чаек» (нем. Enoch Arden, oder Der Möwenschrei) — опера О. Герстера в 4 картинах, либретто К. М. фон Леветцова по поэме «Энох Арден» А. Теннисона.
Первое исполнение: по радио — Кёльн, 29 октября 1936 г., сценическое — Дюссельдорф, 15 ноября 1936 г.
На тему поэмы английского поэта А. Теннисона (1864) написаны в конце XIX в. оперы Р. Эрбена, В. Хансмана, Р. Раймана и мелодекламация Р. Штрауса, оказавшиеся, однако, нежизнеспособными. Опера Герстера выдержала испытание временем. Композитор и либреттист свободно переработали поэму, сохранив ее суровый, мужественный, трагический колорит.
Моряк Энох Арден готовится в последний раз отплыть в море. Тщетно пытается удержать его жена Анна Мария, которую терзают предчувствия и страшат пронзительные крики чаек. Энох, поручая жену и ребенка заботам своего друга Класа, отплывает. Проходит десять лет, но от моряка нет известий. Анна Мария уступает просьбам Класа и соглашается выйти за него замуж. Она окончательно убеждается в гибели Эноха, когда узнает, что в Южном море выловлена бутылка с письмом потерпевшего крушение Ардена. Между тем моряк жив. Десять лет провел он, как Робинзон, на необитаемом острове, почти обезумел от одиночества и готов покончить с собой. Мимо плывет корабль; моряки, увидя огонь костра, приходят на помощь Эноху. Вернувшись на родину, он узнает, что его жена замужем, что Клас воспитал его сына как храброго моряка, дал счастье его жене. Энох решает скрыть от Анны Марии свое возвращение. Он бросается со скалы в море, оплакиваемый стонами чаек.
Через оперу проходит лейтмотив чаек, не только предвещающий горе, но символизирующий простор моря. Суровая и выразительная музыка правдиво и ярко раскрывает драму сильных страстей, благородства и мужества. Автор мастерски использовал формы баллады и танцевальные формы, сочетав напряженный драматизм с эпической широтой.
А. Гозенпуд