Концерт для двух фортепиано с оркестром ре минор — произведение французского композитора Франсиса Пуленка, написанное и исполненное впервые в 1932 году.
Успех балета «Лани», созданного в 1924 г., сделал Франсиса Пуленка известным композитором. Он становится вхожим в различные музыкальные кружки французской столицы, включая кружок Эдмонды де Полиньяк. Эта покровительница искусств оказывала поддержку многим талантливым композиторам своего времени, ей посвящали свои произведения Эрик Сати, Курт Вайль, Игорь Федорович Стравинский, Морис Равель. Для Пуленка общение с музыкантами, собиравшимися в салоне Полиньяк, оказалось творчески плодотворным: именно здесь он встретился с Вандой Ландовской, для которой написал в 1926 г «Сельский концерт» для клавесина, а в 1932 г. по заказу самой княгини Полиньяк он создал Концерт для двух фортепиано с оркестром.
Это было не первое сочинение Пуленка, в котором задействованы два пианиста – уже существовала Соната для фортепиано в четыре руки, написанная в 1918 г., но в данном случае речь шла о произведении с участием оркестра. Работа над ним увлекла композитора до такой степени, что на создание Концерта ему потребовалось менее трех месяцев. Пуленк был доволен работой: «Я действительно вступаю в период своего величия», – писал он бельгийскому дирижеру Полю Коллару вскоре после завершения произведения.
Чем вдохновлялся Пуленк, работая над Концертом? Не вызывает сомнений влияние соль-мажорного Концерта Мориса Равеля, впервые исполненного в январе 1931 г. Отдельные моменты напоминают о гамелане – традиционном индонезийском оркестре, который композитор в том же году слышал на выставке «Coloniale de Paris». В то же время сочинение перекликается с Концертом для двух фортепиано ми-бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта – сходство с творениями венского классика становится особенно очевидным во второй части, которую Пуленк называл «поэтическим портретом Моцарта». От исполнителей это произведение требует не столько виртуозной техники, сколько идеальных навыков ансамблевой игры. Дуэт роялей звучит практически непрерывно на протяжении всего Концерта, в некоторых эпизодах – без участия оркестра, однако сольные каденции отсутствуют. Весьма интересна инструментовка фортепианного Концерта Пуленка: на первый план выступают духовые и ударные, а струнные оказываются «на вторых ролях». Особой глубиной мысли это сочинение Пуленка не отличается, но создается впечатление, что композитор к этому и не стремился, представляя иронический взгляд на жанр инструментального концерта.
Концерт для двух фортепиано представляет собою трехчастный цикл, и наиболее интересной можно назвать первую часть – Allegro. В отношении формы композитор здесь отступает от традиций, отдавая предпочтение не сонатной форме с двойной экспозицией, а сложной трехчастной, имеющей сокращенную репризу и коду. Такой выбор обусловлен образным строем первой части: здесь нет конфликтности или яркой контрастности, которая могла бы составить основу разработочного развития. Основная тональность Allegro – ре мажор, но господствующее положение она сохраняет за собою только во вступлении – импульсивном, построенном на стремительных пассажах и кратких мотивах, ритмические особенности которых заставляют вспомнить о творениях Стравинского. В дальнейшем ведущее положение занимают доминантовые тональности. Первая тема поражает очаровательной простотой, придающей ей сходство с детской песней. Вторая тема не контрастирует ей. Ее стремительное движение сменяется лирическим эпизодом, мелодия которого кажется трепетной и хрупкой. О начале репризы возвещает резкий удар тарелок. Музыка репризы исполнена радости, а темы, и в первом разделе не контрастировавшие друг другу, здесь еще в большей степени сближаются и даже объединяются в одновременном проведении. Лирическое настроение среднего раздела возвращается в коде: мелодия звучит на зыбком фоне, в гармоническом отношении повторяющем вступление. Завершается первая часть изящным форшлагом.
Часть вторая – Larghetto – по-моцартовски изысканная, открывается спокойной темой (известно, что Пуленк признавался: «Я предпочитаю Моцарта всем другим музыкантам»). В среднем разделе возникает возвышенная мелодия в романтическом духе с вальсовым оттенком. В репризе первая тема воспроизводится без значительных изменений.
Финал – Allegro molto – имеет форму рондо. В ней объединяются тематические элементы двух предыдущих частей – Allegro и Larghetto.
Премьера Концерта для двух фортепиано с оркестром состоялась в сентябре 1932 г в Венеции, в рамках международного музыкального фестиваля. Первыми исполнителями произведения стали сам автор и пианист Жак Феврие, с которым Франсис Пуленк был дружен с детских лет (именно ему композитор посвятил Концерт, а его исполнение признал безупречным), дирижировал Дезире Дефо.