«Смерть и просветление» (нем. Tod und Verklärung), Op. 24 ― симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса (1889).
Первое исполнение произведения состоялось под управлением автора 21 июня 1890 года на фестивале в Эйзенахе.
«Одно из самых волнующих сочинений», – так охарактеризовал Ромен Роллан симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Смерть и просветление». К этой меткой характеристике можно добавить только одно – сочинение это весьма загадочно. Оно являет собой живое подтверждение того, что далеко не всегда «бытие определяет сознание», что не всегда во внешних событиях человеческой жизни можно найти ключ к жизни душевной.
«Смерть и просветление» – это третье сочинение Рихарда Штрауса в жанре симфонической поэмы, до нее были созданы «Макбет», не удовлетворивший автора, и «Дон-Жуан», с которым был связан его первый успех в этом жанре. Композитор был молод, впереди у него была насыщенная творческая жизнь, он ощущал, что в «Дон-Жуане» обрел «сознательно выбранную дорогу» – тем не менее, в 1888 г, когда была начата работа над новой симфонической поэмой, Штраус находился в состоянии душевного кризиса. Предметом его интереса становятся труды Артура Шопенгауэра и других подобных философов, для которых был характерен пессимистический взгляд на мир и человека. В этом произведении композитор обратился к теме страданий и смерти, его мысли были обращены к миру потустороннему, с которым связывалось понятие просветления. Ревностным христианином Рихард Штраус не являлся никогда – но, хотя ему не была присуща религиозность в традиционном понимании, ему, несомненно, была близка мысль Фридриха Ницше, советовавшего искать Бога в собственной душе.
От двух предыдущих симфонических поэм – «Дон-Жуана» и «Макбета» – «Смерть и просветление» имеет одно важное отличие: хотя она и является программной (что типично для жанра симфонической поэмы), ее образное содержание не связано с каким-либо литературным произведением, оно проистекает исключительно из мыслей автора, из его духовной жизни. Примечательно, что литературная программа в виде стихотворения у этого произведения все-таки появилась – но это произошло уже после создания поэмы. Написал его – под впечатлением музыки Штрауса – Александр Риттер, немецкий композитор, дирижер и скрипач, сыгравший важную роль в творческой жизни Рихарда Штрауса (именно он посоветовал композитору попробовать свои силы в жанре симфонической поэмы, а также убедил его создать первую оперу – «Гунтрам», влияние Риттера Штраус сравнивал с ураганом), после третьего исполнения поэмы творение Риттера стало эпиграфом к ней, но впоследствии Штраус сам переделал стихотворение, сократив его.
Сам Штраус конкретизировал образы, воплощенные в поэме, в одном из писем, написанных в 1894 г.: «У меня мелькнула мысль изобразить в симфоническом сочинении смертный час человека, который всегда стремился к достижению высших идеалов, т. е. художника». Этот образ воплощен, с одной стороны, предельно реалистично, почти физически ощутимо, с другой – очень эффектно и с большим воодушевлением. В поэме ощущается влияние Рихарда Вагнера, в то же время по своему пафосу она перекликается с «Тассо» Ференца Листа. По форме поэма представляет собою относительно свободно интерпретированное сонатное Allegro со вступлением и торжественным эпилогом. Особенность заключается в появлении центрального музыкального образа произведения – темы просветления – не в начале, а ближе к середине, в кульминации.
В одночастном произведении выделяются четыре раздела. Первый – Largo – живописует состояние больного, умирающего человека («в бедной, маленькой каморке, освещенной слабым, тусклым светом» – как сказано в стихотворении Александра Риттера). Медлительный «стучащий» ритм с предельной реалистичностью передает состояние умирающего, погруженного в предсмертные бредовые видения. Синкопированные удары исчезают в последних аккордах, предвосхищающих тему просветления, чарующе звучит кантиленная тема в изложении флейт.
Во втором разделе – Allegro molto agitato – разворачивается битва между человеком и смертью. О начале этой борьбы возвещает удар литавр в нюансе ff, разрушающий воцарившееся спокойствие. Тремоло в басах подчеркивает нарастающее напряжение.
В третьем разделе – Meno mosso – жизнь умирающего проходит у него перед глазами. О приближающемся страшном моменте возвещают тромбоны. В заключительном разделе – Moderato – герой обретает желанное просветление, преображение в посмертном существовании. Могучее нарастание сменяется угасанием. Впервые Штраус создал здесь финал не громоподобный, а лирический, умиротворенный – и композитор не раз будет так поступать в последующих симфонических поэмах.
Симфоническая поэма «Смерть и просветление» был завершена в 1889 г., почти одновременно с премьерой «Дон-Жуана». Первое исполнение состоялась в июне 1890 г. в Эйзенахе на фестивале современной музыки, дирижировал сам Рихард Штраус, произведение имело большой успех.
Симфоническое творчество Р. Штрауса →