Камерно-инструментальные сочинения Макса Регера уступают в популярности его органным произведениям даже на родине композитора, в Германии. Между тем, они составляют наиболее обширную часть его музыкального наследия. Творческий путь Регера начался с камерного произведения и таковым же завершился: первым опусом композитора стала Соната для скрипки и фортепиано ре минор, а последним – Квинтет ля мажор для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели. Между этими двумя «точками» – немало сольных и ансамблевых сочинений, которые композитор создавал в течение всей жизни, и именно в них наиболее явственно запечатлелись этапы эволюции его композиторского стиля. Регеру была близка та углубленность и эмоциональная сдержанность, которую предполагает камерная музыка.
В своем камерно-инструментальном творчестве Макс Регер обращался к различным составам, включая классический струнный квартет, разные варианты фортепианного трио (Первое – со скрипкой и альтом, Второе – со скрипкой и виолончелью). Но были и другие инструментальные составы – например, в юношеском ре-минорном струнном квартете он в финале использовал контрабас. Будучи прекрасным пианистом, Регер создавал ансамблевые сочинения с участием фортепиано – квартеты, квинтеты, – причем фортепианной партии в них уделено значительное внимание, в некоторых моментах она даже может показаться перегруженной (особенно в ранних сочинениях – в последующие годы фактура становится более сбалансированной). Регер создал немало произведений для струнных: сонаты и сюиты для скрипки или виолончели с фортепиано, а также сольные произведения и секстет для струнных.
Из четырех сонат для виолончели и фортепиано, созданных Регером, наибольшую известность приобрела Соната № 4 ля минор, завершенная в 1910 г. Она являет собой блестящее подтверждение того, что при всем благоговении композитора перед мастерами прошлого (в частности, перед Иоганном Себастьяном Бахом) ему не были чужды веяния современности. В неожиданных гармонических последовательностях есть нечто импрессионистское. Усложненная гармония и прежде встречалась у Регера, и достаточно часто, но, как правило, она была связана с эмоциональной напряженностью, здесь же она кажется «прозрачной».
Наряду со струнными Макс Регер уделил немало внимания духовым инструментам, написав три кларнетовые сонаты, ансамбли с участием струнных и духовых. Тенденции неоклассицизма, присущие творчеству Регера, сполна проявились в двух Серенадах для флейты, скрипки и альта. Первая из низ – ре-мажорная – написана в 1904 г., вторая – соль-мажорная – в 1915 г. В обоих сочинениях царит безмятежная атмосфера доброго юмора и беззаботности. Регер очень удачно воспроизводит стиль музыки XVIII столетия. О том, что это все-таки стилизация, напоминают черты, которых не могло быть в эпоху Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта: неожиданные сопоставления тональностей, резкие хроматизмы. Такие моменты музыкальной «жесткости» контрастируют прозрачной фактуре Серенад, оттеняя светлый образ безвозвратно ушедшего прошлого.
Последним творением Макса Регера стал Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели. Совершенство этого сочинения, в котором чувствуется рука опытного мастера, поражает сочетанием страстности музыкального высказывания и строгости формы, Квинтет представляется очень серьезным и возвышенным, одухотворенным. Эти черты роднят его с творениями Иоганнеса Брамса, но, в отличие от ранних сочинений, духовная общность здесь не означает ярко выраженного влияния. Индивидуальные черты творчества Регера здесь очевидны, особенно в лирике: развитие лирических тем не достигает «высшей точки», они постепенно истаивают, как далекие идеалы, о которых можно мечтать, но достичь их нельзя. Финал исполнен безмятежного покоя. По форме он представляет собой вариации на оригинальную тему. Черты неоклассицизма проявляются в облике темы: беззаботная и светлая, она написана в ля мажоре – излюбленной тональности Моцарта. По мере варьирования тема все больше омрачается интонациями тревоги и печали.
«Наш проклятый долг и повинность – сочинять все лучше и лучше, подниматься в творчестве все выше и выше, и я, слава Богу, при строжайшем самонаблюдении чувствую в себе это», – данное высказывание Макса Регера можно в полной мере отнести к его камерно-инструментальному творчеству. Композитор прошел большой и сложный путь от юношеских опытов, в которых проявлялось влияние великих предшественников и старших современников, через многочисленные эксперименты с усложнением фактуры и гармонического языка к ясному обозначению в сочинениях позднего периода двух линий – неоклассицистской и романтической.