Макс Регер. Сонаты и сюиты для скрипки и фортепиано

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Макс Регер

Произведения для скрипки занимают важное место в творческом наследии Макса Регера. Одним из наиболее часто исполняемых его сочинений стали два цикла сольных скрипичных сонат, в которых композитор вступает в своеобразный «диалог» с глубоко чтимым им Иоганном Себастьяном Бахом. Кроме того, Регер создал девять сонат и две сюиты для скрипки и фортепиано. Примечательно, что именно скрипичная соната стала первым опусом композитора, а последнюю скрипичную сонату Регер создал за год до смерти.

В ранних скрипичных сонатах, созданных в начале 1890-х гг. – Сонате № 1 ре минор и Сонате № 2 ре мажор – немало прекрасных тем, но их нетрудно принять за мелодии из произведений Иоганнеса Брамса: влияние этого композитора здесь проявляется сильнее, чем творческая индивидуальность самого Макса Регера. То же самое можно сказать и о Сонате № 3 ля мажор, написанной в 1899 г.

В 1904 г. рождается Соната для скрипки и фортепиано № 4 до мажор. Это произведение, холодно принятое современниками и оцененное по достоинству исполнителями и публикой последующих времен, относится уже к центральному периоду творчества Регера, хотя здесь и можно еще усмотреть некоторые отголоски периода, применительно к которому композитор именовал себя «неистовым Регером». Самобытный композиторский «почерк» автора проявился здесь в полной мере.

Одной из причин неприятия Сонаты современной автору публикой стал гармонический язык, который представляется вполне доступным с позиций нынешнего времени, но в начале ХХ столетия еще казался излишне сложным (в области гармонии Регер считал себя последователем Ференца Листа, который говорил: «За каждым аккордом может идти любой другой». Самому Регеру принадлежит иное – не менее радикальное – изречение: «Тональность, как ее определил Фетис пятьдесят лет назад, слишком тесна для 1902 года», и к гармоническому языку Четвертой скрипичной сонаты это высказывание композитора можно отнести в полной мере).

По образному содержанию соната стала своеобразным музыкальным памфлетом, обращенным против консервативных критиков: «овца» («Schafe») и «обезьяна» («Affe») – такими отнюдь не лестными прозвищами «награждает» их автор (мотивы, соответствующие буквам этих немецких слов, введены в музыкальную ткань первой части). Но самой яркой страницей до-мажорной сонаты для скрипки и фортепиано стала медленная часть – Largo – с ее прекрасной мелодией широкого дыхания, которая очаровывает своей протяженностью.

Преклонение перед Иоганном Себастьяном Бахом нашло отражение не только в многочисленных сочинениях для органа, но и в скрипичном творчестве Макса Регера. Наиболее полным выражением этой линии стали два цикла для скрипки соло – Четыре сонаты и Семь сонат, и наряду с этими произведениями композитор создал две сюиты для скрипки и фортепиано.

В одной из них – Сюите фа мажор в старинном стиле – он заимствует из эпохи барокко жанры и композиционные принципы, но редко прибегает к откровенной стилизации (правда, некоторое интонационное сходство с тематизмом Третьего Бранденбургского концерта все-таки можно заметить). Но изысканный гармонический язык средней – медленной – части определенно относится к позднеромантическому стилю.

С эпохой барокко перекликаются некоторые моменты Сюиты ля минор для скрипки и фортепиано, созданной в 1908 г. (по прошествии двух лет после Сюиты в старинном стиле): в одной из шести пьес – напевной и возвышенной Арии – ощущается интонационная близость с Арией из Третьей оркестровой сюиты ре мажор Иоганна Себастьяна Баха.

Две последние скрипичные сонаты Макса Регера – ми-минорная Соната № 8, созданная в 1911 г., и до-минорная Соната № 9, завершенная в 1915 г. – принадлежат к числу высших достижений композитора.

По эмоционально-образному содержанию эти произведения противоположны: лиричная, благородно-сдержанная и умиротворенная Соната № 8 ми минор совсем не похожа на динамичную Сонату № 9 до минор, развивающуюся от драматического напряжения, которым исполнена первая часть, к наступающему в финале просветлению. Весьма интересна медленная вторая часть: ее тональность – ре мажор, что крайне редко бывает в до-минорных сонатных циклах.

Некоторые исследователи творчества Регера усматривают в медленной части почти точное цитирование Adagio из Сонаты для скрипки и фортепиано № 3 ре минор Брамса. Это не представляется невероятным, если учесть, как почтительно относился Регер к своему старшему современнику (в одном из более ранних сочинений – до-минорном Фортепианном квартете – тоже усматривают цитирование брамсовского сочинения, «Оды Сафо»). Но не только этим примечательна медленная часть скрипичной Сонаты № 9 до минор: именно она была исполнена на похоронах композитора его друзьями – братьями Адольфом и Фрицем Бушами.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама