Polaris
Оперетта Вениамина Баснера в трёх действиях, девяти картинах.
Пьеса Е. Гальпериной и Ю. Анненкова.
Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Ленинграде.
Действующие лица:
Олег Никольский, капитан второго ранга, командир подводного ракетоносца «Полярная звезда» (тенор или баритон); Тимур Петраков, матрос на том же корабле (баритон); Николай Иванович Сычев, инженер-майор, начальник радиостанции; Сева Мамыкин, старшина отделения радистов; контр-адмирал, командир соединения подводных ракетоносцев; Шарыгин, капитан третьего ранга, офицер штаба; Инка Воронец (сопрано), Полина Митрохина, Лиля, Катя, Рая — матросы-радисты на базе подводных ракетоносцев; Софа Семеновна, заведующая буфетом в Доме офицеров флота; офицеры и матросы Краснознаменного Северного флота.
Действие происходит в Советском Союзе на Крайнем Севере.
«Полярная звезда» — первая оперетта В. Баснера. Она положила начало его творческому содружеству с известными опереточными либреттистами Еленой Гальпериной и Юлием Анненковым, авторами текста многих оперетт, в том числе популярного «Севастопольского вальса». По своему жанру «Полярная звезда» — лирико-романтическая оперетта с продуманной музыкальной драматургией, развернутыми дуэтами, индивидуализированной и многоплановой музыкальной характеристикой главной героини Инки, эффектными жанрово-характерными эпизодами. Вслед за Ленинградским театром музыкальной комедии оперетту «Полярная звезда» поставили свыше двадцати театров страны. В большинстве из них она прочно вошла в репертуар.
Первое действие
Первая картина. Военно-морская база. Старшина Сева Мамыкин занимается строевой подготовкой со вверенным ему подразделением девушек-радисток. «Превратим казарму в дом, а Заполярье — в цветущий сад», — скандируют они хором. И Сева, и наблюдающий за занятиями инженер-майор Сычев, которого радистки за глаза называют «папа Сыч», с некоторым высокомерием относятся к девушкам в матросской форме, делая исключение лишь для способной Полины Митрохиной. Сама Полина гордится своей мужской профессией, военной формой, мечтает о подвигах и готова, как она заявляет о себе в куплетах, превратиться в мужчину. Подруги Полины не разделяют ее стремлений. Так, Инка, бывшая москвичка, завербовалась на флот по вполне прозаическим соображениям: «Во-первых — оклад, во-вторых — полярные, в-третьих — перспектива: можно выйти замуж за офицера». Инка немножко бравирует перед подругами, между тем на душе у нее смутно: служить на Севере оказалось гораздо тяжелее, чем ей это представлялось. Внутреннее состояние Инки раскрывается в меланхолической «Песенке о глупой девушке».
Из учебного похода возвращается на базу подводная лодка-ракетоносец «Полярная звезда». Тимур Петраков спешит встретиться с Инкой, в которую он горячо влюблен. Поглощенный своим чувством, он не замечает, что Инка проявляет чересчур пристальный интерес к его командиру — Олегу Никольскому, который тоже ходит в холостяках. Начинается дуэт: Тимур взволнованно рассказывает девушке, как он мечтал во время похода услышать в эфире ее голос, Инка же с чисто женским лукавством сворачивает разговор на Олега Никольского.
Между тем Олег Никольский после успешного похода получает новое, на этот раз чрезвычайно ответственное задание. Его подводная лодка отправится в дальнее плавание подо льдами через Северный полюс к экватору. Инка не зря заглядывается на Олега. Это действительно интересный человек, блестящий молодой офицер. У него романтическая «морская» душа, что находит выражение в заключающей первую картину «Песне о Полярной звезде» (с хором).
Вторая картина. Северск. Дом офицеров флота. Несмотря на то что инженер-майор Сычев строго запретил девушкам отлучаться с базы, Инка воспользовалась увольнительной, села на катер и приехала в Северск, где в Доме офицеров флота (ДОФе) заведует буфетом подруга ее матери Софа Семеновна. В эту совсем еще не старую и достаточно привлекательную женщину юношески влюблен суровый папа Сыч; Софа же в ответ на его пылкие признания только отшучивается — в прошлом неудачное замужество научило ее осторожности.
Инка, оставшись одна, танцует под звуки доносящейся из радиоприемника румбы. В кафе входит Олег Никольский. В элегантно одетой девушке он не узнает одну из флотских радисток, которые для него «все на одно лицо, как заклепки на борту». Олег решает, что Инесса, как отрекомендовалась ему Инка, приезжая актриса, и та не торопится рассеять его заблуждения. Завязывается беседа, переходящая в дуэт, в котором иронические реплики Инки (в сторону) подчеркивают комизм ситуации. В заключение Инка поет для Никольского песню о Севере и суровом моряке-североморце, который даже в отпуске думает о своей лодке и «в мыслях погружается на дно». «Все — вниз! — командует сам себе Олег. — Срочное погружение!» Он оглянуться не успел, как влюбился по уши в «артистку». Вошедшая Софа деликатно выпроваживает незадачливого Олега, а Инку бранит за легкомыслие.
Второе действие
Третья картина. Снова база. Близится Новый год. Девушки-радистки в минуту отдыха мечтают о его встрече. Они отнюдь не «заклепки», у каждой свой характер, свои интересы; в ансамбле, которым начинается картина, у каждой своя краткая музыкальная характеристика. Между тем Сычев предупреждает радисток, что и Новый год им придется встречать в казарме — во избежание соблазнов. Инка, пытавшаяся было спорить с командиром, получает внеочередной наряд и, выполняя его, изливает свою душу в песне. Не очень любезно встречает она преданного ей Тимура. Тот, поняв, что девушка расстроена, успокаивает ее песней о выносливой заполярной березке, которая растет на скале, выдерживая шквальные ветры и ураганы. На душе у Инки становится легче. Вскоре она слышит, как Никольский просит Сычева передать с каким-нибудь матросом на катер письмо в Северск, к девушке, с которой Олег познакомился в Доме офицеров. Инка предлагает Сычеву свои услуги и получает в награду переданный Никольским рубль «на шоколадку». Письмо Олега к «Инессе» в ее руках. Взволнованная вальсовая мелодия сопровождает чтение письма Инкой. На сцене в этот момент высвечивается из темноты Олег (как бы в ее воображении); письмо становится его арией, которая перерастает в дуэт Олега с Никой. Нежная музыка письма переходит в бравурный вальс, открывающий четвертую картину.
Четвёртая картина. Новогодний праздник в Доме офицеров флота в Северске. Тайком покинув базу, Инка приехала на свидание с Никольским. Ее игра продолжается, хотя Инку больно задели презрительные высказывания Олега о девушках-матросах. Инка и Олег зажигают свечи на елке: возникает романтический, почти волшебный дуэт, как будто из сказки о Золушке, встретившей принца. Но «Золушке» с началом Нового года надо заступать на вахту, и она покидает Дом офицеров, оставив в растерянности Олега и забыв... валенки.
Пятая картина. Окоченевшая от холода Инка на пристани в Северске. Она опоздала на катер, и вместо вахты ее ждет гауптвахта. Отчаявшуюся, полузамерзшую, ее обнаруживает Тимур, прибывший в Северск, после того как не смог найти Инку на базе.
Шестая картина. Квартира Сычева в Северске. Понимая, что Инке прежде всего необходимо отогреться, Тимур решился на смелый шаг. Он привел девушку в пустующую квартиру Сычева, зная, где лежит ключ от входной двери. Инка перепугана, но Тимур успокаивает ее, уверенный, что папа Сыч находится на базе. Инка снимает шинель и оказывается в нарядном бальном платье. Тимур, который знает и любит девушку в простой матросской форме, теперь поражен ее красотой. Инке же легко и радостно оттого, что Тимур любит ее такую, какая она есть, а не выдуманную «Инессу». Преданная любовь юноши рождает в ее душе ответное чувство. Все это находит выражение в развернутом дуэте Инки и Тимура. Лирическую идиллию нарушает непредвиденное появление хозяина квартиры. Застав у себя незваных гостей, разъяренный Сычев вызывает патруль, чтобы отправить их на гауптвахту.
Седьмая картина. Инку списывают с флота за то, что, по выражению Никольского, «сбила с пути лучшего матроса». «Гнать ее ко всем чертям!» — молодой офицер не подозревал, произнося эти жесткие слова, что речь шла о его «Инессе». К Инке приходит отрезвление. Олег Никольский сильно потускнел в ее глазах. Девушке, с которой слетела вся ее бравада, оказывается, нелегко прощаться с Севером. Горестно звучит ее монолог, где музыкально переосмыслена звонкая песня Инки из первого акта. Радиопозывные «Полярной звезды», уходящей в далекое плавание, и «Песня о Полярной звезде» олицетворяют сейчас для Инки прекрасную, возвышенную мечту, достигнуть которой ей не суждено.
Третье действие
Восьмая картина. Экипаж подводной лодки «Полярная звезда» Торжественно отмечает прохождение Северного полюса. Береговая радиостанция приветствует участников похода песней о заполярной березке. Голос у радистки знакомый. «Это моя Полярная звезда!?» — удивленно говорит Никольский. «Нет, товарищ командир, — возражает Тимур, — это моя березка».
Девятая картина. Все объясняется просто. Папа Сыч оказался совсем не таким черствым службистом, каким его считала Инка. Разобравшись, в чем дело, он понял, что погорячился, и оставил девушку на флоте. По прошествии многих месяцев они вместе со всей базой встречают возвратившуюся из трудного похода «Полярную звезду». Прибывшая из Северска Софа готовится преподнести подводникам традиционного жареного поросенка. Кстати, постоянство и преданность Сычева сделали свое дело, и сердце Софы откликнулось наконец на его любовь, так же как сердце радиста Полины Митрохиной на любовь старшины Мамыкина. Инка, встречая доблестных моряков, танцует и поет «Мексиканскую песню». А потом ей предстоит «саморазоблачение» перед Олегом и трудный разговор с Тимуром, который о многом догадывается, но еще не знает главного — Инка полюбила его. Две мелодии песен — о заполярной березке и о Полярной звезде — символами мечты и преданности Северу венчают это важное для героев объяснение, открывая новую, счастливую страницу в их жизни.
Л. Михеева, А. Орелович