Аренский. Фортепианное трио No. 1 (ре минор)

Piano Trio No. 1

Композитор
Год создания
1894
Жанр
Страна
Россия

Антон Аренский (Anton Arensky)

«Если у нас в провинции задумают исполнять что-либо Аренского или Рахманинова, то вы уже заранее можете знать, что это будет d-moll’ное трио первого и прелюдия cis-moll второго», – такое суждение, появившееся в 1903 г. в «Русской музыкальной газете», свидетельствует о том, какой любовью публики пользовалось в начале ХХ столетия Фортепианное трио № 1 ре минор Антона Степановича Аренского – оно не уступало в популярности одному из известнейших сочинений Сергея Васильевича Рахманинова. Это произведение, созданное в 1894 г., стало одной из наиболее значительных творческих удач композитора – в нем воплотились лучшие черты его стиля. Мелодическое обаяние сочетается в нем с классической стройностью музыкальной формы.

В определенной степени проявилось в нем влияние Петра Ильича Чайковского, а именно – его фортепианного трио «Памяти великого художника». Ре-минорное трио Аренского тоже стало откликом на утрату. В 1889 г. ушел из жизни композитор и виолончелист Карл Юльевич Давыдов, более десяти лет возглавлявший Санкт-Петербургскую консерваторию. Аренский высоко ценил Давыдова как исполнителя-виртуоза, Карл Юльевич неоднократно исполнял виолончельные произведения Аренского, и смерть выдающегося виолончелиста стала для композитора тяжелым ударом. В первом издании Трио имеется надпись на французском языке: «À la mémoire de Charles Davidoff». Произведение поражает искренностью чувств – это именно личный отклик, а не официальная «дань памяти».

Многое в этом сочинении заставляет вспомнить о Давыдове. По структуре Фортепианное трио ре минор представляет собой классический четырехчастный цикл (возможно, тем самым Аренский желал подчеркнуть приверженность Давыдова традициям, классическую направленность его творчества).

Первая часть – Allegro moderato – Adagio – открывается широко развертывающейся главной партией, элегически-печальной, но благородно сдержанной. Примечательно, что в ее первоначальном изложении участвуют только скрипка и фортепиано (посвящая произведение памяти виолончелиста, композитор подчеркивает отсутствие «голоса» виолончели в ансамблевой фактуре). В дальнейшем виолончель появляется в трехчастной главной партии, но либо в «диалоге» со скрипкой, либо сопровождая изложение темы роялем, и лишь одну реплику она излагает сольно – это «высказывание» приобретает особую значительность благодаря низкому регистру. В связующей партии струнные продолжают развивать напевные интонации главной, но им противопоставляется подчеркнуто виртуозная партия фортепиано. Отличается связующая от главной и по темпу – он становится более быстрым. Побочная партия возвращается к первоначальному темпу, но отличается от главной по характеру: минорный лад сменяется мажорным, напевность – декламационными интонациями с оттенком патетики. Динамическое развитие достигает предельной громкости. Соотношение инструментов, обозначенное в связующей партии, сохраняется и в побочной, на первый план выступает виолончель с ее благородно-мужественным тембром. В заключительной партии темп вновь ускоряется, сохраняется эмоциональная напряженность побочной, но в мелодию вплетаются интонации главной. В разработке главную роль играют элементы связующей и заключительной партий (интонации главной возникают лишь время от времени, побочная не появляется вообще). Драматическое напряжение то нарастает, то ослабевает, полифонические приемы используются весьма широко. Реприза соответствует классической схеме, но завершается первая часть необычно – медленной кодой (Adagio), построенной на скорбных интонациях главной партии, она звучит, как трагический эпилог.

Часть вторая – Allegro molto – скерцо, имеющее классическое строение (сложная трехчастная форма с кодой). Это единственная часть Трио, в которой не возникают образы скорби – она оттеняет печальное настроение других частей. Крайние разделы строятся на соотношении двух характерных элементов, в равной степени ярких – ритмической фигуры, напоминающей барабанную дробь, и виртуозных пассажей. В первом разделе появляется вальсовый эпизод, воплощено танцевальное начало и в среднем разделе. Реприза повторяет материал экспозиции с небольшими изменениями фактуры.

Третья часть – Elegia. Adagio – возвращает к скорбному настроению. Особую роль играет здесь виолончель, в ее тембре печальная тема приобретает особую глубину. Как и в первой части, струнные вступают в выразительный диалог с фортепиано. В среднем разделе усложнение гармонии приводит к особой напряженности чувств. В репризе в партии виолончели возникает ритм траурного марша.

Начало финала – Finale. Allegro – Andante – Allegro – выдержано в классическом стиле: контрастное соотношение главной и побочной партий, двойная экспозиция. Но после разработки, в которой экспрессия достигает предела, композитор поступает неожиданно: вместо репризы финала он представляет репризу всего цикла в целом. Появляются темы первой и третьей частей (материал скерцо, «выпадающего» из общей образной линии, здесь не присутствует): основная тема Elegia, затем – главная партия первой части, на ее же интонациях основывается быстрая, бравурная кода.

Фортепианное трио № 1 ре минор впервые прозвучало в сентябре 1894 г. в Москве, фортепианную партию исполнял сам Аренский. В январе 1895 г. состоялась петербургская премьера, и композитор утверждал, что Петербург отнесся к произведению «сочувственнее, чем Москва». Трио приобрело широкую популярность, которую сохранило и в последующие годы.

реклама

вам может быть интересно

Шапорин. «На поле Куликовом» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама