Макс Регер. Сонаты для кларнета и фортепиано

Композитор
Год создания
1909
Жанр
Страна
Германия
Макс Регер

В своем камерно-инструментальном творчестве Макс Регер не раз обращался к деревянным духовым: две Серенады для флейты, скрипки и альта, Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, Allegretto grazioso для флейты и фортепиано. Уделил композитор внимание и солирующему кларнету. В 1902 году он создал «Листок из альбома» и «Тарантеллу» для кларнета и фортепиано, но наиболее значительными его сочинениями для этого инструмента стали три сонаты.

Сонаты для кларнета № 1 ля-бемоль мажор и № 2 фа-диез минор, объединенные в op. 49, созданы в 1900 г. Это очень обаятельные произведения, при всей их серьезности и сосредоточенности в них ощущается уютная атмосфера облагороженного домашнего музицирования – особенно в финале Второй сонаты, где возникает вальсообразность. По мелодическому языку сонаты относительно просты, однако им присуща характерная для Регера усложненная гармония. Назвать ее чрезмерно сложной нельзя – композитор не был сторонником предельного радикализма в области гармонии, хотя и соглашался с Ференцем Листом в том, что «за каждым аккордом может идти любой другой». Тем не менее Регер говорил: «Большинство молодых композиторов полагают, что сочинять “современно” – это значит впихивать в один такт как можно больше диссонансов. Это неверно. Диссонанс только тогда имеет смысл, когда за ним следует консонанс».

Следование этим принципам проявляется в гармоническом языке обеих кларнетовых сонат: не отказываясь от тональности, композитор трактует ее настолько расширенно, что центр ее ощущается слабо, музыкальная ткань насыщается неустойчивыми гармониями, ожидающими разрешения, которого все не наступает. Зачастую на протяжении довольно обширного эпизода определенная тональность так и не успевает установиться.

Другая типичная черта творчества Регера, особенно характерная для произведений первого периода творчества – очень насыщенная фортепианная партия. Фактура ее меняется не менее часто, чем в кларнетовых сонатах Иоганнеса Брамса, послуживших ориентиром для Регера.

Расширенная тональность еще ярче проявилась в Сонате для кларнета и фортепиано № 3 си-бемоль мажор, завершенной в 1909 г. Как и во многих своих произведениях, в этой Сонате Макс Регер сочетает классические формы с собственной концепцией развития.

Структура четырехчастного сонатного цикла традиционна: первая часть в сонатной форме (правда, в умеренном темпе – Moderato), начинающаяся и завершающаяся в основной тональности – си-бемоль мажор, вторая – Vivace – скерцо с юмористическим оттенком в сложной трехчастной форме с медленным средним разделом и кодой, третья – Adagio – медленная часть с протяженной мелодической линией, имеющая трехчастную форму, в тональности ми-бемоль мажор, четвертая – Allegretto con grazia – оживленный финал в форме рондо-сонаты.

Как и в предыдущих кларнетовых сонатах, важным фактором формообразования становится смена фактуры фортепианной партии, отмечающая границы разделов. Одна из особенностей музыкального развития заключается в том, что разрабатываются не только темы, но и мотивы. В главной партии первой части представлены три мотива, один из которых появляется в партии кларнета, второй сразу же возникает в фортепианной партии, третий играет роль связующего элемента между главной и побочной партиями. Следующий важный мотив, открывающий побочную партию, впоследствии появится в третьей и четвертой частях. Сначала он звучит у кларнета, затем – с более мягкой динамикой – у фортепиано. Завершается экспозиция в фа мажоре. Из четырех основных мотивов, представленных в темах экспозиции, в разработке используются три, и особую роль играет последний мотив, приобретая то мечтательность, то экспрессию. Драматизации музыкального материала способствует и ритм (дуоли сменяются триолями), и динамика (sempre fortissimo), и использование штриха маркато. Лирически-мечтательное настроение возвращается в репризе. В соответствии с классической традицией, происходит тональное сближение тем, других значимых различий между изложением музыкального материала в экспозиции и репризе усмотреть нельзя.

Вторая часть тоже строится на развитии четырех мотивов, представляемых в первых фразах. Первые два из них возникают одновременно: первый – в партии кларнета, второй – у фортепиано, так же демонстрируются третий и четвертый мотивы. В дальнейшем эти мотивы подвергаются разнообразным трансформациям на протяжении первого раздела. В среднем разделе – Adagio – на фоне фортепианной фактуры, подобной хоралу, возникает возвышенная, парящая мелодия кларнета. В репризе материал первого раздела воспроизводится с остроумными «украшениями», в коде используется материал обоих разделов.

Мотивы двух предыдущих частей появляются в третьей – медленной части, но в измененном виде. Однако первый раздел трехчастной формы основан на новых мотивах. Один из них, основанный на квартовом ходе, излагается кларнетом, а второй делится между солирующим инструментом и фортепиано, звучащим в верхнем регистре. Мотивы первой части используются в среднем разделе. В коде кларнет очень мягко звучит в низком регистре. Подобное переплетение мотивов из предыдущих частей и нового материала происходит и в финале, который, таким образом, подводит итог музыкальному развитию всего сонатного цикла.

реклама

вам может быть интересно

Дебюсси. «Море» Симфонические

Словарные статьи

Кларнет 12.01.2011 в 19:29

рекомендуем

смотрите также

Реклама