Список сочинений Джакомо Пуччини, даты и литература

Биография Пуччини

Оперы

Виллисы (Le villi, одноактная, 1883, пост. 1884. т-р «Даль Верме», Милан; 2-я ред., 1884, т-р «Реджо», Турин)
• Эдгар (1885-88, пост. 1889, т-р «Ла Скала», Милан; 2-я ред., 1892, т-р «Реале», Мадрид)
Манон Леско (Manon Lescaut, 1890-1892, пост. 1893, т-р «Реджо», Турин)
Богема (La bohème, 1893-95, пост. 1896, там же)
Тоска (Tosca, 1896-99, пост. 1900, т-р «Костанци», Рим)
Мадам Баттерфляй (Madame Butterfly, Госпожа Бабочка, 1901-03, пост. 1904, т-р «Ла Скала», Милан; 2-я ред., 1904, т-р «Гранде», Бреша; в России — под назв. Чио-Чио-сан, 1908, силами студентов Петерб. консерватории; 1911, Оперный т-р Зимина, Москва)
Девушка с Запада (La fanciulla del West, 1907-10, пост. 1910, т-р «Метрополитен-опера», Нью-Йорк)
Ласточка (La rondine, 1914-16, пост. 1917, т-р «Опера», Монте-Карло)

Триптих — Trittico (пост. 1918, т-р «Метрополитен-опера», Нью-Йорк):
Плащ — Il tabarro (1915-16)
Сестра Анжелика — Suor Angelica (1916-17)
Джанни Скикки — Gianni Schicchi (1917-18)

Турандот (Turandot, 1921-24, законч. Ф. Альфано, пост. 1926, т-р «Ла Скала», Милан)

Кантаты

• Сыны прекрасной Италии (I figli d’ltalia bella, кантата-гимн, 1877)
• кантата Юпитеру (cantata a Giove, 1897)

Для оркестра

• Прелюдия (Preludio sinfonlco, 1876)
• Adagietto (1883)
• Симфоническое каприччио (Capriccio sinfonico, 1883), 2 марша (1896)

Камерно-инструментальные ансамбли

• трио (для 2 скрипок и фортепиано, 1880 ?)
• струнный квартет (D-dur, 1880)
• скерцо (a-moll, для струнного квартета, 1880-83)
• фуга (для струнного квартета, 1883)
• струнный квартет «Хризантемы» (Crisantemi, памяти А. ди Савойя, 1890)
• 3 менуэта (для струнного квартета, 1890)

Для хора и фортепиано

• Гимн Риму (Inno a Roma, на сл. Ф. Сальватори, 1919)

Для голоса с фортепиано

• 4 романса на сл. А. Гисланцони (Изящный ум — Spirito gentil, Меланхолия — Malanconia, Когда я умру — Аllоr ch’io sarу morto, Мы читаем — Noi legger; 1881-82)
• Маленькая история любви (Storiella d’amore, сл. П., 1883)
• Солнце и любовь (Sole е amore, сл. Пуччини, 1888)
• Сольфеджио (Solfeggi, 1888)
• Птичка (Е l’uccellino, сл. Р. Фуччини, 1898)
• Земля и море (Terra e mare, 1902)
• Песня души (Canto d’anima, 1907 — ?)
• Скажите ей (Ditele, 1908 — ?)
• Умереть (Morire, сл. Дж. Адами, 1917)
• Вперёд, Урания! (Avanti, Urania!, сл. Р. Фуччини)

Церковная музыка

• мотет (1878)
• Salve del ciel regina (для сопрано и гармониума, до 1880)
• месса (Messa di Gloria, A-dur, 1880)

Для органа

• фуги, прелюдии, и др.

Основные даты жизни и деятельности

• 1858 — 22 XII. В г. Лукка в семье музыканта Микеле П. родился сын Джакомо.
• 1863 — Занятия музыкой под рук. отца.
• 1865 — Смерть отца.
• 1868–71 — Работа органистом в церкви Бенедиктинского ордена в Лукке и др. церквах. 1872. — Поступление в Муз. ин-т им. Дж. Пачини. — Уроки игры на фп. и органе у К. • Анджелони.
• 1874 — Первые соч. — пьесы для органа.
• 1876 — Огромное впечатление от оперы «Аида» (путешествие пешком в Пизу ради этого спектакля); принятие решения стать оперным композитором.
• 1877 — Сочинение кантаты «Сыны прекрасной Италии».
• 1878 — Успешное исполнение мотета, написанного к празднику св. Паолины (покровительницы Пизы).
• 1880 — Окончание Муз. ин-та. — Отъезд из Лукки. — Поступление в Миланскую консерваторию. — Занятия в классе А. Баццини (муа.-теоретич. дисциплины) и А. Понкьелли (композиция). — Дружба с П. Масканьи, А. Каталани.
• 1883 — Окончание консерватории. — Успех «Симфонического каприччио», признанного лучшим произв. выпускников. — Начало работы над первой оперой («Виллисы»).
• 1884 — 2-я ред. оперы «Виллисы» (2-актная) в связи с пост. в Турине. — Знакомство с издателем Дж. Рикорди.
• 1885 — Замысел оперы «Эдгар». — Женитьба на Эльвире Бонтури.
• 1886 — Рождение сына Антонио.
• 1889 — Приобретение виллы в Торре-дель-Лаго (между Пизой и Виареджо), к-рая становится любимым местом пребывания П.
• 1890 — Знакомство с либреттистами Л. Илликой и Дж. Джакозой (впоследствии постоянные сотрудники П.). — Замысел оперы «Волчица» (по новелле Дж. Верги из цикла «Жизнь полей»; вскоре отказывается от этой идеи из-за грубо-натуралистич. содержания).
• 1892 — Замысел оперы «Богема».
• 1893 — 1 II. Премьера «Манон Леско» в Турине. Восторженные отзывы прессы. — Награждение П. орденом Почётного легиона. — П. отказывается от предложения возглавить Муз. лицей Б. Марчелло в Венеции и вести класс композиции в Миланской консерватории. — Разрыв из-за «Богемы» с Р. Леонкавалло, к-рый писал оперу на тот же сюжет.
• 1894 — Успех «Манон Леско» в Лондоне (т-р «Ковент-Гарден»). — Отзыв Б. Шоу, к-рый одним из первых назвал П. продолжателем творч. традиций Дж. Верди.
• 1895 — Поездка во Флоренцию с целью увидеть спектакль «Флория Тоска» Сарду с Сарой Бернар в главной роли.
• 1896 — Резкие отзывы прессы по поводу «Богемы». — Выступление А. Тосканини в защиту оперы.
• 1898 — Поездка в Париж в связи с пост. «Богемы» в т-ре «Опера комик».
• 1900 — Премьера «Тоски» в Риме с X. Даркле в главной партии.
• 1901 — Начало работы над оперой «Мадам Баттерфлай».
• 1903 — Временный перерыв в работе над оперой «Мадам Баттерфлай» из-за тяжёлой травмы, полученной в автомобильной аварии (П. увлекался автоспортом). — Исп. «Богемы» под упр. Г. Малера на сцене Венской прйдв. оперы.
• 1904 — 17 II. Провал оперы «Мадам Баттерфлай» на премьере в т-ре «Ла Скала». — Переработка оперы. — 28 V. Большой успех оперы в т-ре «Гранде» в Бреше (в роли Чио-Чио-сан выступила С. А. Крушельницкая). — Возникновение идеи «Триптиха» под впечатлением от ранних рассказов М. Горького (не найдя подходящего сюжета для 3-й части цикла, П. отказывается от этого замысла).
• 1905 — Пост. в обновлённом виде оперы «Эдгар» в Буэнос-Айресе. — Первая поездка в США в связи со спектаклями «Мадам Баттерфлай». — В Нью-Йорке сделана уникальная грамофонная запись голоса П.
• 1906 — П. проводит лето в Париже, где готовится пост. «Мадам Баттерфлай».
• 1910 — Новая поездка в США. — Огромный успех оперы «Девушка с Запада» в Нью-Йорке.
• 1913 — Контракт П. с венским изд-вом Ф. Легара на оперетту. П. не удовлетворило либр, оперетты. Он решает использовать его для комич. оперы «Ласточка».
• 1914 — Награждение П. австр. орденом Франца Иосифа. — В связи с начавшейся 1-й мировой войной П. расторгает договор с австр. изд-вом и передаёт оперу в изд-во Э. Сонцоньо.
• 1917 — 27 Ш.Премьера оперы «Ласточка» в Монте-Карло (после кратковременного успеха сходит со сцены).
• 1919 — Первая пост. «Триптиха» в Италии (Рим).
• 1921 — Начало работы над «Турандот».
• 1922 — Переезд в Виареджо.
• 1923 — Возобновление «Манон Леско» под упр. Тосканини в т-ре «Ла Скала».
• 1924 — Обострение болезни горла. — 4 XI. Отъезд в Брюссель для лечения. — Прерывает работу над «Турандот». — 24 XI. Операция по удалению раковой опухоли. — 29 XI. Смерть П. в Брюсселе. — 3 XII. Похороны в Милане (погребён в фамильном склепе Тосканини).
• 1926 — 29 XI. Перенесение праха П. в Торре-дель-Лаго (погребён в специально построенном мавзолее).

Письма:

Epistolario, a cura di G. Adami, Mil., 1928; Carteggi Pucciniani, a cura di E. Gara (Mil., 1958); в рус. пер. — Письма, пер. И. Константиновой, сост., ред., коммент. и вступ. ст. Т. Келдыш, Л., 1971; Puccini com’era, a cura di A. Marchetti e di v. Giuliani, Mil., 1973.

Литература:

А. Констант Смис (Кузнецов К.), Пуччини и его опера «Богема», М., 1936; Соловцова Л., «Богема» Дж. Пуччини, М., 1958; Heстьев И., Дж. Пуччини, «СМ», 1958, No 12; его же, Джакомо Пуччини. Очерк жизни и творчества, М., 1963, 1966; его же, На рубеже двух столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века, М., 1967, с. 78–89; Келдыш Т., Джакомо Пуччини. Краткий очерк жизни и творчества. Книжка для юношества, Л., 1962, 1968; её же, «Богема» — опера Пуччини, «МЖ», 1972, No 4; Кенигсберг A., Некоторые приёмы музыкальной драматургии Дж. Пуччини и современная зарубежная опера, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Мартынов И. И., История зарубежной музыки первой половины XX века. Очерки, М., 1963. с. 104–110; Данилевич Л. В., Джакомо Пуччини, М., 1969; Ярустовский Б. М., Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, М., 1971; Dry W., Giacomo Puccini, L.-N. Y., 1906; Torrefranca P., Giacomo Puccini e l’ореrа internazionale, Torino, 1912; Weissmann A., Giacomo Puccini, Munch., 1922; Monaldi G., Giacomo Puccini e la sua opera, Roma, (1924); Fraccaroli A., La vita di Giacomo Puccini, Mil., 1925; его же, Giacomo Puccini si confida e racconta, (Mil., 1957); Neisser A., Giacomo Puccini. Sein Leben und sein Werk, Lpz., (1928); Speсht R., Giacomo Puccini. Das Leben. Der Mensch. Das Werk, В., (1931); Adami G., Puccini, Mil., (1935); его же. Il romanzo della vita di Giacomo Puccini, Mil.-Roma, 1944; Feilerer К. G., Giacomo Puccini, Potsdam, 1937; Carner M., Puccini’s early operas, «ML», 1938, No 3; eго же, Puccini. A critical biography, L., (1958); Seligman v. , Puccini among friends, L., 1938; Gatti C., Puccini in un gruppo di lettere inedite a un amico, Mil., (1944); Thiess F., Puccini. Versuch einer Psychologie seiner Musik, В.-W.-Lpz., 1947; Marоtti G., Giacomo Puccini, (Firenze, 1949); Bonaccorsi A., Giacomo Puccini e i suoi antenati musicali, Mil., (1950); Marek G. R., Puccini, a biography, N. Y., 1951, L., 1952; Riссi L., Puccini interprete di se stesso, Mil., (1954); Gadda Conti P., Vita e melodie di Giacomo Puccini, Mil., (1955); Rrуszynski S., «Tosca» J. Pucciniego, LKr., 1956); его же, Cyganeria J. Pucciniego, (Kr., 1961); Seifert W., Giacomo Puccini, Lpz., 1957, 1960; Fraccaroli A., G. Puccini, si confida e racconta, (Mil., 1957); Giovannetti G., G. Puccini nei ricordi di un musicista lucchese, Lucca, 1958; Greenfield E., Puccini; keeper of the seal, (L., 1958); Sartоri C., Puccini, (Mil., 1958); Hughes Sp., Famous Puccini operas…, L., 1959, N. Y., 1972; Gauthier A., Puccini, P., 1961; Raladini C., G. Puccini, Firenze, 1961; Sandelewski W., Puccini, (Kr., 1963), 1973; Hopkinson С., A bibliography of the works of G. Puccini, N. Y., 1968; Amy D., G. Puccini, L’homme et son oeuvre, (P., 1970); Tarozzy G., Puccini. La fine del bel canto, Mil., 1972.

Т. Г. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама