Список сочинений Александра Бородина, даты и литература

Биография Бородина

Оперы

• «Богатыри» (опера-фарс, 1867, Большой театр, Москва)
• «Млада» (опера-балет, 4-е д., 1872)
• «Князь Игорь» (либретто Бородина по «Слову о полку Игореве», 1890, Мариинский театр, Петербург)

Для оркестра

3 симфонии:
• No 1, Es-dur (1867)
No 2, «Богатырская», h-moll (1876)
• No 3, a-moll (1887, не окончена, 1-я и 2-я чч. записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым)

• музыкальная картина «В Средней Азии» (A-dur, 1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
фортепианное трио (D-dur, до 1862)
струнный квинтет (f-moll, до 1862)
струнный секстет (d-moll, 1860-61)
фортепианный квинтет (c-moll, 1862)

2 струнных квартета:
No 1, A-dur (1879)
No 2, D-dur (1881)

• «Серенада в испанском роде» из квартета B-la-f (коллективное соч., 1886) и др.

Для фортепиано в 2 руки

• Патетическое адажио (As-dur, 1849)
• Маленькая сюита (1885)
• Скерцо (As-dur, 1885) и др.

Для фортепиано в 3 руки

• Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из «Парафраз на неизменяемую тему» (коллективное соч. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)

Для фортепиано в 4 руки

• Скерцо (E-dur, 1861)
• Тарантелла (D-dur, 1862) и др.

Для голоса и фортепиано

• «Разлюбила красна девица»
• «Слушайте, подруженьки, песенку мою»
• «Что ты рано, зоренька» (50-е гг.)
• «Красавица-рыбачка» (1854-55)

На слова Бородина:
• «Спящая княжна» (1867)
• «Морская царевна» (1868)
• «Песня тёмного леса» (1868)
• «Фальшивая нота» (1868)
• «Море» (1870)

• «Отравой полны мои песни» (1868)
• «Из слёз моих» (1871)
• «Арабская мелодия» (1881)
• «Для берегов отчизны дальной» (сл. А. С. Пушкина, 1881)
• «У людей-то в дому» (сл. Н. А. Некрасова, 1881)
• «Спесь» (сл. А. К. Толстого, 1884-85)
• «Чудный сад» (Septain, 1885)

Вокальный ансамбль — мужской вокальный квартет без сопровождения «Серенада четырёх кавалеров одной даме» (сл. Бородина, 1868-72).

Основные даты жизни и деятельности

• 1833 — 31 X. В Петербурге родился Александр Порфирьевич Б. Мать Б. — петерб. мещанка Авдотья Константиновна Антонова (в замужестве Клейнеке), отец — князь Лука Степанович Гедианов.
• 1842 или 1843 — Б. пишет первое муз. произв. — польку «Hйlиne» для фп. в 4 руки.
• 1850 — XI. Б. принят вольнослушателем в Медико-хирургич. академию (МХА).
• 1852 или 1853 — Пишет скерцо b-moll для фп. в 4 руки (первое у Б. произв. рус. характера).
• 1856 — 3 III. Оканчивает МХА. Оставлен при академии. — Знакомство с М. П. Мусоргским.
• 1858 — 3 V. Защита диссертации на степень доктора медицины.
• 1859 — 27 X. Отъезд из Петербурга за границу (Германия, Франция, Италия) в науч. командировку для усовершенствования в области химии.
• 1861 — 15 V. Встреча в Гейдельберге с пианисткой В. С. Протопоповой (впоследствии женой Б.), сыгравшей большую роль в расширении муз. кругозора композитора.
• 1862 — IX. Возвращение в Петербург. — Избрание адъюнкт-профессором МХА по кафедре химии (с 1864 профессор по той же кафедре, с 1874 её заведующий).
• 1862 — X–XI. Знакомство с М. А. Балакиревым, занятия с ним и работа под его рук. над 1-й симфонией.
• 1862–65 — Возобновление знакомства с Мусоргским, сближение с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, участие в творческих собраниях Балакиревского кружка.
• 1863 — 17 IV. Женитьба на Е. С. Протопоповой.
• 1867 — 6 XI. В Большом т-ре единств. раз показана опера-фарс Б. «Богатыри».
• 1868 — 11 XII. В газ. «СПБ. ведомости» помещена первая из 3 критич. статей Б. о симф. концертах в Петербурге (остальные 2 напечатаны 8 II и 20 III 1869).
• 1869 — 4 I. В Петербурге в концерте РМО под упр. Балакирева исп. 1-я симфония Б. (окончена в 1867). — 18 IV. На муз. вечере у Л. И. Шестаковой Стасов подаёт Б. мысль написать оперу на сюжет «Слова о полку Игореве». — Начало работы над оперой «Князь Игорь».
• 1870 — X. Выход в свет журн. «Знание» No 1, одним из редакторов к-рого был Б. (до октября 1871).
• 1872 — Б. участвует в организации Женских врачебных курсов; начинает читать здесь курс химии.
• 1875 — VI–VIII. Период активной работы над оперой «Князь Игорь» (во время отдыха в Москве).
• 1876 — 23 III. В Петербурге в концерте Бесплатной муз. школы под упр. Н. А. Римского-Корсакова исп. хор «Слава» из оперы «Князь Игорь».
• 1877 — 26 II. В Петербурге в концерте РМО под упр. Э. Ф. Направника исп. 2-я симфония Б. — VI–VIII. Поездка в Германию, знакомство и дружеские встречи с Ф. Листом (в Веймаре и Йене). — Избрание в академики МХА.
• 1879 — 16 I и 27 II. В Петербурге в концертах Бесплатной муз. школы под упр. Римского-Корсакова исп. ария Кончака, Половецкие пляски и заключит. хор из оперы «Князь Игорь»; 13 XI. — Плач Ярославны, песня Владимира Галицкого и сцена Ярославны с девушками.
• 1880 — 8 IV. В Петербурге в концерте певицы Д. М. Леоновой исп. под упр. Римского-Корсакова муз. картина для симф. орк. «В Средней Азии». — 8 V. В Баден-Бадене на концерте Всеобщего нем. муз. союза исп. 1-я симфония Б. под управлением В. Вайсхаймера (первое публичное исполнение музыки Б. за границей).
• 1881 — V–VII. Поездка в Германию, встречи с Листом (в Магдебурге и Веймаре). — XI. Под впечатлением недавней смерти М. П. Мусоргского Б. пишет романс «Для берегов отчизны дальной».
• 1882 — Знакомство с меценатом М. П. Беляевым, посещение его «пятниц».
• 1884 — 17 III. В Льеже под упр. Т. Жадуля исп. муз. картина «В Средней Азии». — Начало широкой пропаганды творчества Б. в Бельгии. — 27 XI. Присуждение Б. Глинкинской премии (за 1-ю симфонию).
• 1885 — VII–IX. Поездка за границу (Германия, Бельгия, Франция). — Последняя встреча с Листом (в Веймаре). — Знакомство с беьг. муз. деятельницей Л. де Мерси-Аржанто, пропагандисткой творчества Б. — В Антверпене Б. присутствует на концертах рус. музыки, где исп. его 1-я и 2-я симфонии, «В Средней Азии», романсы.
• 1885 XII — 1886. I. Поездка в Бельгию. — Присутствует вместе с Кюи на фестивале русской музыки в Льеже и Брюсселе, где исп. по неск. раз 2-я симфония, «В Средней Азии» и каватина Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь».
• 1886 — XII. Начало работы над 3-й симфонией.
• 1887 — 15 II. Смерть Б. от сердечного приступа (во время костюмированного бала профессоров МХА).

Литературные сочинения и письма:

Концерты Русского Музыкального Общества, «СПБ. ведомости», 1868, 11 дек., No 339 и 1869, 8 фев., No 39; Концерт Бесплатной музыкальной школы. Концерт Русского Музыкального Общества (7-й и 8-й) — «СПБ. ведомости», 1869, 20 марта, No 78; Лист у себя дома в Веймаре, «Искусство», 1883, NoNo 11 и 12; Письма А. П. Бородина, Полн. собр., критически сверенное с подлинными текстами. С предисл. и примеч. С. А. Дианина, вып. 1–4, М. — Л., 1927–50; А. П. Бородин. Новые письма (публикация В. А. Киселёва, В. Е. Сибирского и А. Н. Сохора), в кн.: Музыкальное наследство, т. III, М., 1970, с. 208–39.

Литература:

Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисл. и биографич. очерком В. В. Стасова), СПБ, 1889; Браудо Е., Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь и творчество, П., 1922; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Письма о русской опере и балете (4-е)… «Князь Игорь», в сб.: «Еженедельник Петроградских государственных академических театров», 1922, No 6, с. 31–37; его же, Из забытых страниц русской музыки. «Богатыри», в кн.: Музыкальная летопись, статьи и материалы, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; его же, Через прошлое к будущему: «Князь Игорь» — опера Бородина, в кн.: Советская музыка, сб. 2, М., 1944; Xубов Г., А. П. Бородин, М., 1933; Кремлев Ю., А. П. Бородин, Л., 1934; Фигуровский H. A. и Соловьёв Ю. И., Александр Порфирьевич Бородин, М. — Л., 1950 (библ., список работ Б. по химии и муз. соч.); Ильин М. и Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953 (серия «Жизнь замечательных людей»); Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960 (список муз. соч., библ.); Сохор A. H., Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, муз. творчество, М. — Л., 1965 (библ.); Воспоминания об А. П. Бородине (Е. С. Бородиной, Д. С. Александрова, А. К. Глазунова и др.), в кн.: Музыкальное наследство, т. III, М., 1970, с. 241–83; Киселев В. A., Первая постановка «Князя Игоря» (сценическая история), там же, с. 284–352; Яковлев В., Жизнь музыки Бородина, в его кн.: Избр. труды о музыке, т. 2, М., 1971; Головинский Г. Л., Камерные ансамбли Бородина, М., 1972; Abraham G. Е. H., Borodin, the composer, his music, L., (1927); Dianin S., Borodin, L., 1963.

A. H. Coxop
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама