Список сочинений Жоржа Бизе, даты и литература

Биография Бизе

Оперы

• Дом доктора (La maison du docteur, комич. опера, написана до 1856)
• Дон Прокопио (опера-буффа, на итал. яз., 1858–59, пост. 1906, Монте-Карло)
• Любовь-художница (L’Amour peintre, либр. Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубл.)
• Гузла Эмира (комич. опера, 1861–62)
• Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1862–63, пост. 1863, «Театр лирик», Париж)
• Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1865, пост. 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
• Никола Фламель (1866, фрагменты)
• Пертская красавица (La Jolie fille du Perth, 1866, пост. 1867, «Театр лирик», Париж)
• Кубок Фульского короля (La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
• Кларисса Гарлоу (комич. опера, 1870–71, фрагменты)
• Каландаль (комич. опера, 1870)
• Гризельда (комич. опера, 1870–71, не оконч.)
• Джамиле (комич. опера, 1871, пост. 1872, т-р «Опера комик», Париж)
• Дон Родриго (1873, не окончена)
• Кармен (комич. опера, 1873–74, пост. 1875, т-р «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для пост. в Вене, 1875)

Оперетты

• Доктор Миракль (1856 или 1857, пост. 1857, т-р «Буфф-Паризьен», Париж)
• Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, т-р «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е д., др. 3 д. — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
• Соль-си-ре-пиф-пан (1872, т-р «Шатод’о», Париж)

Кантаты

• Ангел и Тобия (L’Ange et Tobia, ок. 1855–57)
• Элоиза де Монфор (1855–57)
• Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchante, 1855–57)
• Эрминия (1855–1857)
• Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, ок. 1855–1857)
• Давид (1856)
• Кловис и Клотильда (1857)
• Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
• Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Оды-симфонии

• Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
• Васко да Гама (1859–60)

Оратория

• Женевьева Парижская (1874–75)

Для хора и оркестра (или фортепиано)

• Хор студентов (Choeur d’etudiants, муж. хор, до 1855)
• Вальс (C-dur, 1855)
• Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
• Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, ок. 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется перераб. для фортепиано)
• Ave Maria (для хора и оркестра, сл. Ш. Гранмужена, после 1867)
• Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора a cappella

• Св. Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для муж. хора, сл. В. Гюго, 1866)

Для оркестра

• симфонии (No 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубл. и исп. 1935; No 2, 1859, уничтожена Бизе)
• Рим (C-dur, 1871, первонач. — Воспоминания о Риме, 1866–68, исп. 1869)
• увертюры, в т. ч. Родина (Patrie, 1873, исп. 1874)
• сюиты, в т. ч. Maленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исп. 1872)
• сюиты из Арлезианки (No 1, 1872; No 2, сост. Э. Гиро, 1885);

Для фортепиано в 2 руки, в т. ч.

• Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
• Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
• Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
• концертные хроматические вариации (1868)

Фортепианные дуэты

• Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)

Для голоса с фортепиано в т. ч. циклы песен

• Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
• Пиренейские песни (Chants des Pyrenees, 6 нар. песен, 1867)

Романсы

Вокальные дуэты

Музыка к драматическому спектаклю

• Арлезианка (драма А. Доде, 1872, т-р «Водевиль», Париж)

Переложения (фортепианные транскрипции, клавиры и др.) сочинений Ш. Гуно, В. Массе, Ж. Массне, Ф. Шопена, В. А. Моцарта, К. Сен-Санса, P. Шумана, А. Тома и др.

Пианист-певец (Le Pianiste Chanteur), 150 фортепианных пьес в 6 тт.: (1–2 — франц. музыка, 3–4 — итал. музыка, 5–6 — нем. музыка 1865); Сборник 100 пьес разных композиторов, обработанных для фортепиано (Вебер, Бетховен, Шопен и др.)

Основные даты жизни и деятельности:

• 1838 — 25 X. В Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе родился сын, зарегистрированный по метрич. записи как Александр Сезар Леопольд.
• 1840 — 16 III. Крещение в церкви Нотр-Дам-де-Лорет; Бизе дано имя Жорж.
• 1842 — Первые занятия музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт).
• 1847 — Начинает посещать класс фортепиано А. Ф. Мармонтеля в Парижской консерватории (не был официально зачислен из-за юного возраста).
• 1848 — 9 X. Зачислен в Парижскую консерваторию.
• 1849 — III. 1-я пр. по сольфеджио. — Занятия контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).
• 1851 — 2-я пр. по фортепиано.
• 1852 — 1-я пр. по фортепиано. — Поступление в класс органа Ф. Бенуа.
• 1853 — Занятия с Ж. Ф. Э. Галеви (класс сочинения).
• 1854 — 2-я пр. по контрапункту и фуге, а также по органу. — IX. Опубл. первые 2 песни (вместе с романсом отца).
• 1855 — 1-е пр. по органу и фуге.
• 1856 — 2-я Римская премия за кантату «Давид» (1-я пр. не присуждалась).
• 1857 — Окончание Парижской консерватории. — Участие в конкурсе на сочинение оперетты «Доктор Миракль», объявленном Ж. Оффенбахом (разделил 1-ю пр. с Ш. Лекоком). — Большая Римская премия за кантату «Кловис и Клотильда». — 21 XII. Отъезд в Рим.
• 1858 — Пребывание в Риме, на вилле Медичи.
• 1859 — V–X. Поездка по Италии. — Замысел мн. произв., в т. ч. симфонии-оды «Улисс и Цирцея», опер «Нюрнбергский бочар», «Дон Кихот», «Эсмеральда». — X. Работа над 2-й симфонией (уничтожает партитуру). — Получает разрешение остаться ещё на один год в Риме (вместо поездки в Германию).
• 1860 — IX. Возвращается в Париж (из-за болезни матери).
• 1862 — II. Помогает Ш. Гуно проводить репетиции его оперы «Царица Савская». — Участие в Баден-Баденском муз. фестивале (вместе с Г. Берлиозом, Э. Рейер, Ш. Гуно).
• 1864 — Работа по заказам издателей и театр. директоров. — IV. Помогает Берлиозу проводить репетиции его оратории «Детство Христа».
• 1865 — Начало переписки с композитором-любителем Э. Галабером (в письмах-уроках Бизе руководил его муз. занятиями, в 1867 так же занимался с П. Лакомбом).
• 1867 — 3. VIII. В журн. «Национальное и иностранное обозрение» опубл. критич. статья Бизе (под псевд. Гастон де Бетзи) «Беседа о музыке».
• 1868 — IV. Поездка в Бельгию в связи с пост. оперы «Пертская красавица» в Брюсселе (т-р «Де ла Монне»). — Работа над завершением оперы «Ной» Галеви (закончил в 1869). — VII–VIII. Приступы болезни горла.
• 1869 — 3 VI. Женитьба на Ж. Галеви (дочери композитора).
• 1870 — VIII. Бизе вступает в Нац. Гвардию, во время осады Парижа остаётся в городе. — Замысел вок. пьесы «Отдавшие жизнь за Францию» (на стихи «Те, кто благоговейно умерли за отчизну» Гюго).
• 1871 — 29 III. Вскоре после провозглашения Парижской Коммуны (18 III) Бизе покидает Париж и уезжает с семьёй в Ле-Везине (предместье Парижа).
• 1874 — После нового приступа болезни горла уезжает на лето в Буживаль. — Бизе завершает оперу «Кармен». — IX. Начало репетиций «Кармен» в т-ре «Опера комик».
• 1875 — 3 III. Бизе получает орден Почётного Легиона. — Премьера оперы «Кармен» в т-ре «Опера комик» (опера встречена резко отрицательно буржуазной парижской публикой).
• 1875 — 3 VI. Смерть Бизе в Буживале.

Письма: Imbert H., Portraits et etudes, lettres inedites de Georges Bizet, P., 1894; Lettres. Impressions de Rome (1857–1860), «La Commune» (1871), ed. L. Ganderax, P., 1908; Lettres, а un ami. 1865–1872, ed. Edmond Galabert, P., 1909, Жорж Бизе. Письма, Вступит. статья, пер. с франц., сост. и прим. Г. T. Филенко, М., 1963.

Литература: Энгель Ю., Кармен. Опера Ж. Бизе. M., (1914); Иванов-Борецкий М., Кармен, М., 1924; Кремлёв Ю., Жорж Бизе. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935; Брук M., Бизе, М., 1938; Альшванг А., Оперные жанры «Кармен», «СМ», 1938, No 12; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ. Вступит. ст. и ред. M. С. Друскина, М., 1938; Соллертинский И., «Кармен» Бизе, M., 1938, то же, в его кн.: Муз.-исторические этюды Л., 1956, т. 1, 1963; Хохловкина А., Жорж Бизе, М., 1954; Galabert E., Georges Bizet. Souvenirs et correspondance, P., 1877; Marmontel A., Symphonistes et virtuoses, P., 1881; Pigоt Сh., Georges Bizet et son oeuvre, P., 1886, 1925; Вellaigue С., Georges Bizet, sa vie et son oeuvre, P., 1891; Gallet L., Notes d’un librettiste, P., 1891; Jullien A., Musiciens d’aujourd’hui, P., 1892; Imbert H., Georges Bizet, P., 1899; его же, Medaillons contemporains P., 1903; Saint-Saens G., Portraits et souvenirs, P., 1900; Weissmann A., Bizet, B., 1907; Gatti G. M., Georgio Bizet, Torino, 1914; Sere О., Musiciens francais d’aujourd’hui P., 1915; Rolland R., Musiciens d’aujoud’hui, P., 1918 (рус. пер. — Музыканты наших дней, в его кн.: Собр. муз.-историч. соч., т. 5, М., 1938); Malherbe H., Georges Bizet, P., 1921; его же, Carmen, P., 1951; Landormy P., Bizet, P., 1924, nouv ed., P., 1950; Parker D. С., Georges Bizet, his life and works, L., 1926; new ed., 1951, Istel Е., Bizet und «Carmen», Stuttg., 1927; Delmas M., Georges Bizet 1838–1875, P., 1930; Laparra P., Bizet et l’Espagne, P., 1935; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1941; Gerver F., Bizet, Charleroi, 1945; Dean W., Bizet, L., 1948; его же, Introduction to the music of Bizet, L., 1950; Lockspeiser E., Bizet, L., 1951; Stefan P., Georges Bizet, Freiburg, 1951; Сurtiss M., Georges Bizet. His life and works, L., 1952; eё жe, Bizet and his world, N. Y., 1958, на франс. яз. — Gen.-P., 1961.

М. С. Друскин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама