Новозеландская музыка
В Н. м. сочетаются древнее песенно-танц. иск-во маори, коренных обитателей Новой Зеландии, и муз. культура европ. переселенцев (гл. обр. английских; с сер. 19 в.), принёсших свои традиции. Маорийская музыка существовала в устойчивых формах и лишь в результате европ. влияний стала претерпевать изменения. Из поколения в поколение передавались в устной традиции маорийские ритуальные песни и танцы (приветственные, военные, похоронные и пр.), а также эпич., любовные, трудовые песни, всегда связанные с пластикой.
Среди песен-танцев наиболее популярны хака и пой. Хака — муж. танец, при исп. к-рого делаются движения руками, прыжки, характерна «устрашающая» мимика; движения сопровождаются речитативом в ритме танца. Танец с мячом пой — грациозный жен. танец с шаром из льна, к-рый держат за шнурок, производя им разл. движения в такт песне и ритмично ударяя по телу, причём возникает своеобразный шелестящий звук. В этих песнях-танцах применяются звукоподражания (имитируются голоса природы). Интонационная специфика пения связана с использованием микрохроматики. Инструментарий состоит преим. из простейших духовых и ударных.
Среди духовых — трубы (пу) разл. вида и назначения, изготовляемые из раковин (пу моана; служат для созыва людей, возвещают о прибытии гостей и пр.), из дерева (пу каеа; для сопровождения боевых действий), из тыквы; употребляется также дух. инструмент, представляющий собой сочетание примитивной флейты и трубы, — пу торино; разновидности флейт — дудки деревянные (поруту и уио), из льняной соломы, а также из кожи, в т. ч. короткие (коауау), открытые с обоих концов. Умелые музыканты могли на такой дудке «выдувать» слова песен (это иск-во утрачено); так, посредством коауау пелись любовные песни; певцы, владевшие этим иск-вом, особенно высоко ценились. В числе др. инструментов — свисток-флейта из дерева, китовой кости или камня (нгуру) и др. виды свистков, жужжалки, служащие для магических целей (вызывание дождя), деревянные гонги (паху), кастаньеты (токере). Своеобразен древний инструмент рория — защемляемый зубами кусок дерева, свободный конец к-рого вибрирует от прикосновения пальцев. Б. ч. этих инструментов вышла из употребления. В кон. 19 в. маори начали изготовлять трубы из коровьих рогов, позднее их сменили дух. рожки европ. происхождения.
В 1890-е гг. возникли дудочно-барабанные ансамбли, сопровождавшие собрания, хор. пение; солирующие дух. инструменты имитировали человеческие голоса. Несмотря на то, что распространение европ. культуры оттеснило маорийскую музыку на задний план, многие её традиции сохранились в условиях возникшего на рубеже 19–20 вв. интереса к нац. иск-ву. Маори, восприимчивые к европ. музыке, в короткий срок освоили европ. инструменты — сначала концертино и аккордеон, позднее — скрипку и фп. В нач. 20 в. сформировались ансамбли и бэнды, среди к-рых лучший — «Отаки маори бэнд». Выдающийся исполнитель нац. музыки маори — Й. Нукунуку.
Важное значение для музыки маори имело т.н. младомаорийское движение за сохранение и развитие маорийской культуры, возглавляемое А. Нгатой; появились многочисл. фольклорные ансамбли, муз. клубы («Хукарере», «Те Ауте» и др.), хоры (жен. колледжа Сент-Джозеф, «Нгати Памутана» и др.). Получили известность фольклорный ансамбль из Уэллингтона «Нгати Понеке» (осн. в 1936), ансамбль под рук. популярного певца Иниа Те Виата. С 1930-х гг. проводятся ежегодные фестивали маорийской музыки в г. Роторуа. Среди музыкантов (каждый из них — автор музыки и певец) — К. Тахави, В. Гуата, Те Реме Карепа, Т. Нгаваи, А. Аватере и др. Многие их песни записаны на грампластинки.
С 1950-х гг. стал популярен «гавайский стиль», основанный на лжеэкзотизме и носящий оттенок «индустрии туризма»; это скорее стилизация под фольклор маори, чем подлинная нац. музыка. «Гавайский стиль» распространялся многочисл. ансамблями, в т. ч. «Аотероа маори». Подобные коллективы носят коммерч. характер (традиционные нац. инструменты в них часто заменяются гитарой).
Второе из составляющих Н. м. муз. направлений — песни китобоев, лесорубов и др. ранних переселенцев, осн. на муз. традициях Великобритании. В 19 — нач. 20 вв. возникали хор. об-ва (церк. и светские), дух. оркестры, ансамбли волынщиков. Интерес к проф. муз. формам возрос в 1880-х гг., когда в городах Новой Зеландии стала развиваться муз. жизнь. В 1882 открылся ф-т музыки и изящных иск-в Кентерберийском ун-те в г. Крайстчерч. Устраивались симф. и камерные концерты, любительскими труппами ставились оперные спектакли.
С кон. 19 — нач. 20 вв. в Новую Зеландию приезжали и проф. гастролёры из Англии, Италии, Франции. Однако постоянные местные проф. муз. учреждения и коллективы сложились только после 2-й мировой войны 1939–45. В 1947 Новозеландской радиовещательной корпорацией был сформирован симф. оркестр под упр. Дж. Хопкинса, в 1959 — Молодёжный; созданы Нац. оперная (1954) и Нац. балетная (1955) труппы (в Уэллингтоне). Открылись муз. ф-ты при ун-тах — в ун-те Виктории в Уэллингтоне (там же в 1966 осн. 1-я в стране студия электронной музыки), в Окленде (с 1942; рук. профессор Р. Дж. Бидл), в Данидине (пров. Отаго).
В становлении нац. композиторской школы важную роль сыграл австрал. музыкант А. Хилл (много лет прожил в Н. Зеландии), изучавший и творчески претворявший маорийскую музыку. Он — автор оперы «Флейта-предсказательница», кантат «Хинемоа» и «Тауаки», «Маорийской симфонии», «Маорийской рапсодии», «Маорийского квартета» и др. Среди др. композиторов — Д. Лилбёрн (3 симфонии, увертюры и др. орк. и камерно-инстр. соч., а также электронная музыка), Д. Фаркуар (опера «Рождественский единорог», орк. и камерно-инстр. пьесы), К. Смолл (балеты и камерно-инстр. соч.), Дж. Казинс, Р. Тримейн и др.
Композиторская школа Новой Зеландии находится в процессе становления. Совр. представители Н. м. принадлежат к разл. творч. направлениям — от последователей традиционного письма Хилла до композиторов, применяющих новейшие технич. приёмы (Дж. Маклеод — автор оратории «Земля и небо», отражающей космогонич. представления маори; вок. соч.) и ультрамодернистов-экспериментаторов (Э. Локвуд). В 1974 организована Ассоциация новозеландских композиторов с целью пропаганды музыки Новой Зеландии и установления контактов с творч. организациями др. стран. Издаются сб. маорийских мелодий, в т. ч. в обр. для фп. (Elkin Cl., Maori melodies with words collected and arranged for pianoforte, Sidney).
Литература: Kennedy K., The ancient four-note scale of Maoris, «Mankind», 1931, (v.) l; Andersen J. C., Maori music with its Polynesian background, New Plymouth, 1934; Hurst M. G., Music and the stage in New Zealand, Auckland, (1944); Garritt Gr., New Zealand composers, «Monthly musical record», 1951, v. 81, No 928; McLean M. E., Oral transmission in Maori music, «Journal of the International folk music council», 1961, No 13.
Дж. К. Михайлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.