Orchestre philharmonique de Radio France
Филармонический оркестр Радио Франции — один из ведущих оркестров Франции. Основан в 1937 году как Радио-симфонический оркестр (Orchestre Radio-Symphonique) в дополнение к созданному тремя годами ранее Национальному оркестру французского радиовещания. Первым главным дирижером оркестра стал Рене-Батон (Рене Эммануэль Батон), с которым постоянно работали Анри Томази, Альберт Вольф и Эжен Биго. Именно Эжен Биго возглавлял оркестр с 1940 (официально с 1947) по 1965 годы.
Во время Второй мировой войны оркестр дважды оказывался в эвакуации (в Ренне и Марселе), но неизменно возвращался в Париж.
В послевоенные годы репертуар коллектива значительно расширился, заметно вырос его авторитет в музыкальном мире. Важной вехой в истории оркестра стал концерт памяти Рихарда Штрауса вскоре после смерти композитора в 1949 году. За пультом оркестра стояли выдающиеся дирижёры: Роже Дезормье, Андрэ Клюитенс, Шарль Брюк, Луи де Фроман, Поль Паре, Йозеф Крипс, знаменитый композитор Эйтор Вила-Лобос.
В 1960 году оркестр получает название Филармонический оркестр французского радиовещания и 26 марта 1960 дает первый концерт под новым названием под управлением Жана Мартинона. С 1964 году — Филармонический оркестр Французского радио и телевидения. В 1962 году состоялись первые гастроли оркестра в Германии.
В 1965 после смерти Эжена Биго главой Филармонического оркестра стал Шарль Брюк. Вплоть до 1975 года оркестр исполнил 228 мировых премьер, в т.ч. современных композиторов. Среди них — произведения Анри Барро (Numance, 1953), Андрэ Жоливе (Правда Жанны, 1956), Анри Томази (Концерт для фагота, 1958), Витольда Лютославского (Траурная музыка, 1960), Дариюса Мийо (Invocation à l’ange Raphaël, 1962), Яниса Ксенакиса (Nomos gamma, 1974) и др.
1 января 1976 года рождается Новый Филармонический оркестр Радио Франции (NOP), который объединил музыкантов Лирического оркестра Радио, Камерного оркестра радио и бывшего Филармонического оркестра французского радио и телевидения. Инициатива подобного преобразования принадлежала выдающемуся музыканту современности Пьеру Булезу. Вновь созданный оркестр стал коллективом нового типа, в отличие от обычных симфонических оркестров трансформирующийся в любые составы и исполняющий широкий спектр музыки.
Первым художественным руководителем оркестра стал композитор Жильбер Ами. Под его руководством были заложены основы репертуарной политики оркестра, где сочинениям композиторов ХХ века уделяется гораздо больше внимания, чем во многих других симфонических коллективах. Оркестр исполнил множество современных партитур (Джон Адамс, Джордж Бенджамин, Лучано Берио, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Франко Донатони, Паскаль Дюсапен, Андре Жоливе, Яннис Ксенакис, Магнус Линдберг, Витольд Лютославский, Филипп Манури, Бруно Мадерна, Оливье Мессиан, Дариюс Мийо, Тристан Мюрель, Гоффредо Петрасси, Кристобаль Хальффтер, Ханс-Вернер Хейнце, Петер Этвёш и др.).
В 1981 году приглашенными дирижерами оркестра становятся Эммануэль Кривин и Юбер Судан. В 1984 году главным приглашенным дирижером стал Марек Яновский.
В 1989 Новый филармонический оркестр становится Филармоническим оркестром Радио Франции, а Марек Яновский утвержден на должности художественного руководителя. Под его руководством активно расширяется и репертуар коллектива, и география его гастролей. В 1992 резиденцией оркестра становится Зал Плейель.
В репертуаре оркестра значительное место занимает оперная музыка. С участием коллектива прошли исполнения тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера, опер «Три Пинто» Вебера-Малера, «Елена Египетская» (французская премьера) и «Дафна» Р. Штрауса, «Кардильяк» Хиндемита, «Фьерабрас» и «Замок дьявола» Шуберта (к 200-летию со дня рождения композитора), «Отелло» Верди и «Три сестры» Петера Этвёша, «Тангейзер» Вагнера, «Кармен» Бизе.
В 1996 году с оркестром впервые выступил его нынешний руководитель Мюнг Вун Чунг, продирижировав Stabat Mater Россини. Спустя два года своё 70-летие отметил совместным выступлением с оркестром Евгений Светланов (он записал с коллективом Симфонию № 2 Сергея Ляпунова).
В 1999 году оркестр под руководством Марека Яновского совершает первое турне по Латинской Америке.
1 мая 2000 году Марека Яновского сменяет на посту музыкального директора и главного дирижера Мюнг Вун Чунг, до этого занимавший аналогичную должность в Парижской Опере. Под его руководством оркестр по-прежнему много гастролирует в Европе, Азии и США, сотрудничает с известными исполнителями и звукозаписывающими лейблами, воплощает в жизнь амбициозные проекты для молодежи, уделяет большое внимание музыке современных авторов.
В 2004-2005 Мюнг Вун Чунг осуществляет исполнение полного цикла симфоний Малера. Ассистентом главного дирижера становится Якуб Хруза. В 2005 «Симфония 1000 участников» (№ 8) Густава Малера исполняется в Сен-Дени, Вене и Будапеште с участием Хора радио Франции. С оркестром выступают Пьер Булез в Театре Шатле и Валерий Гергиев в Театре на Елисейских полях.
В июне 2006 года Филармонический оркестр Радио Франции дебютировал в Москве на Первом Фестивале симфонических оркестров мира. В сентябре 2006 оркестр возвращается в свою резиденцию — в Зал Плейель, с сезона 2002-2003 находившийся на реконструкции, и исполняет цикл концертов «Равель — Париж — Плейель». Все концерты оркестра из Зала Плейель транслируются французскими и европейскими музыкальными радиоканалами. В том же году своё 70-летие отметил за пультом оркестра израильский дирижер Элияху Инбал.
В июне 2007 оркестр дал концерт памяти Мстислава Ростроповича. Коллектив был назван послом ЮНИСЕФ. В сентябре 2007 прошли торжественные мероприятия, посвященные 70-летию оркестра. В 2008 Мюнг Вун Чунг и Филармонический оркестр Радио Франции провели несколько мемориальных концертов, приуроченных к 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана.
Оркестр выступает в самых престижных залах мира: Royal Albert Hall и Royal Festival Hall в Лондоне, Musikverein и Konzerthaus в Вене, Festspielhaus в Зальцбурге, Дом Брукнера в Линце, Филармония и Schauspielhaus в Берлине, Gewandhaus в Лейпциге, Suntory Hall в Токио, Teatro Colon в Буэнос-Айресе.
В разные годы коллективом дирижировали такие знаменитости, как Кирилл Кондрашин, Фердинанд Ляйтнер, Чарльз Маккерас, Юрий Темирканов, Марк Минковски, Тон Коопман, Леонард Слэткин, Нэвилл Мэрринер, Юкка-Пекка Сарасте, Эса-Пекка Салонен, Густаво Дудамель, Пааво Ярви. Легендарный скрипач Давид Ойстрах выступал и записывался с оркестром как солист и дирижёр.
Коллектив имеет внушительную дискографию, в особенности композиторов ХХ века (Жильбера Ами, Белы Бартока, Леонарда Бернстайна, Бенджамина Бриттена, Арнольда Шенберга, Луиджи Даллапикколы, Франко Донатони, Поля Дюка, Анри Дютийе, Витольда Лютославского, Оливье Мессиана, Тьерри Пеку, Альбера Русселя, Игоря Стравинского, Александра Тансмана, Флорана Шмитта, Ханса Эйслера и ряда других). После выхода нескольких пластинок, в частности, французского издания опер «Елена Египетская» Рихарда Штрауса (1993) и «Кардильяк» Пауля Хиндемита (1994) критики назвали ансамбль «французским симфоническим оркестром года». Особенно высокую оценку прессы получили записи Концерта для оркестра Витольда Лютославского и симфонии «Турангалила» Оливье Мессиана. Помимо этого, работу коллектива в сфере звукозаписи высоко оценили Академия Шарля Кро и французская Академия дисков, которые в 1996 году присудили оркестру гран-при за издание всех симфоний Альбера Русселя (BMG). Этот опыт антологии не был первым в творчестве коллектива: в течение 1991–1992 годов он записал полное собрание симфоний Антона Брукнера в театре Opera de Bastille. Также оркестром записан альбом из пяти фортепианных концертов Людвига ван Бетховена (солист Франсуа-Фредерик Ги, дирижёр Филипп Жордан).
Среди последних работ оркестра — компакт-диск с ариями из опер Гуно и Массне, записанный с Роландо Виллазоном (дирижёр Эвелино Пидо) и «русские балеты» Стравинского с Пааво Ярви для Virgin Classics. В 2010 году увидела свет запись оперы Жоржа Бизе «Кармен», сделанная на фирме Decca Classics, с участием оркестра (дирижёр Мюнг Вун Чунг, в главных партиях Андреа Бочелли, Марина Домашенко, Эва Меи, Брин Тёрфель).
Оркестр является партнёром Французского телевидения и сайта Arte-LiveWeb.
В сезоне 2009–2010 оркестр совершил турне по городам США (Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), выступал на Всемирной выставке в Шанхае, а также в городах Австрии, Праге, Бухаресте, Абу-Даби.
Источник: сайт Московской филармонии
Фотография: Christophe Abramowitz