итал. — жалоба, жалобная песнь
Обозначение музыки жалобного, скорбного, печального характера. Обычно L. представляет собой законченное вок.-инстр. произв. небольших масштабов, связанное с воплощением в музыке поэтич. жалобы. В 17-18 вв. L. в виде сольных арий или сцен часто включались в оперные сочинения, где располагались перед переломом действия. Наиболее ранний образец - L. Ариадны из одноимённой оперы Монтеверди (1608). Большую известность в своё время приобрело L. Дидоны из оперы "Дидона и Эней" Пёрселла (1691). Можно говорить об определённых жанровых чертах таких L. В их числе - нисходящее направление движения мелодии, повторяющийся как в пассакалье и чаконе бас (basso ostinato), зачастую в виде хроматич. нисхождения на кварту, определённые ритмич. формулы и инструментовка. Вок. L. находили применение также в мадригале и кантате, особенно в 17 в. Назв. "L." встречается и в инстр. зап.-европ. музыке, где применяется кок равнозначное назв. "tombeau" (см. "Надгробие") и "plainte" (франц., букв. - жалоба), порой обозначает печальное инстр. вступление или антракт в опере.
Литература: Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; её же, Клаудио Монтеверди, М., 1971, с. 220-23; Epstein P., Dichtung und Musik in Montevcrdis "Lamento d'Arianna", "ZfMw", 1927-28, v. 10, No 4; Westrup J. A., Monteverdi's "Lamento d'Arianna", "MR", 1940, v. I, No 2; Schneider M., Klagelieder des Volkes in der Kunstmusik der italienischen Ars nova, "AMl", 1961, v. 23; Laade W., Die Struktur der Korsischen Lamento-Melodik, в сб.: Sammlung Musikwissenschaftliches Abhandlungen 43, Stras.-Baden-Baden, 1962.
И. M. Ямпольский