«Война буффонов» (франц. «La guerre des Bouffons») — музыкально-эстетическая полемика по вопросам оперного искусства, развернувшаяся в Париже в 50-х гг. 18 в.
Возникла в связи с приездом в Париж летом 1752 итальянской труппы, исполнявшей оперы-буффа, из которых наибольший успех имела «Служанка-госпожа» Перголези. Представители прогрессивной французской интеллигенции во главе с энциклопедистами (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, М. Гримм) увидели в ней выражение своих оперных идеалов, которым не отвечала совр. им франц. опера. Её легендарно-мифологич. сюжеты, условно-нормативная драматургия, близость к придв.-аристократич. эстетике вызвали резкую критику идеологов 3-го сословия, к-рые требовали от оперного иск-ва злободневных бытовых сюжетов, правдивого воплощения обществ. конфликтов, рельефной обрисовки персонажей, демократизации муз. языка.
Для приверженцев абсолютизма франц. придв. опера была, напротив, художеств. выражением их политич. взглядов, а итал. опера-буффа — их отрицанием. Возникли два враждебных лагеря «буффонистов» и «антибуффонистов», выступавших в печати с критич. статьями и памфлетами. Их ожесточ. борьба вокруг проблем муз. театра была одним из проявлений общей идейно-политич. борьбы в предреволюц. Франции. «Война буффонов» способствовала усилению во франц. оперном иск-ве реалистич. и демократич. тенденций.
Литература: Гинзбург С. Л., Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке XVIII в., Л., 1933; Воуеr N. La guerre des Bouffons et la musique franзaise, P., 1945.
E. P. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.