PAS (па, франц. — шаг), танц. форма. 1) Отдельное выразит, движение, исполняемое в соответствии с правилами классич. танца (jete P., glissade P., P. de chat и др.). 2) Танец в балете (P. de ruban — танец с лентой из «Тщетной предосторожности», балетм. Доберваль, венг. Р. из балета «Раймонда» и др.). 3) Многочастная форма классич. балета — pas de deux, pas de trois, pas d’action, grand pas.
PAS D’ACTION (па д’аксьон, франц., букв. — действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие), сложная музыкально-танц. форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. В P. d’a. участвуют солисты, корифеи, кордебалет. О необходимости связи танца с содержанием балета писал ещё Д. Дидро в «Энциклопедии».
Действенный танец, явившийся синтезом пантомимы и чистого танца, стал основой балетных спектаклей Ж. Ж. Новера. В эпоху романтизма, подчиняясь процессам симфонизации музыки и совершенствования классич. танца, действенный танец приобретал всё более отчётливую структуру. Постепенно складывалась форма P. d’a., состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, многочисл. вариаций и общей коды. Форма P. d’a. выкристаллизовалась в балетах М. И. Петипа, где развёрнутый танец в узловых моментах действия выражал сокровенные чувства героев. Таковы P. d’a. в «Спящей красавице», «Раймонде», «Баядерке».
PAS D’ENSEMBLE (па д’ансамбль, франц., от ensemble — вместе), танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов (см. Ансамбль). В совр. терминологии употребляется редко.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.