Узбекский балет

Узбекский балет

Узбекский народ с древних времён имел развитую танц. культуру (как в фольклорной форме, так и в профессиональной — т.н. узбекский классический танец), оказавшую большое влияние на развитие совр. балетного искусства Узбекистана. Его формированию активно способствовали деятели рус. муз. культуры и театра. Передовые деятели узб. муз. искусства интересовались рус. нар. танцами и балетом. В 1909 известный артист Юсуп-Кизык Шакарджанов, показав в Петербурге труппе Мариинского театра ферганский классический танец «Катта-уйин», имел возможность познакомиться с балетными спектаклями, которые произвели на него большое впечатление. Ученица Шакарджанова — прославленная создательница и исполнительница узб. сценич. танца Тамара Ханум сыграла огромную роль в организации и становлении муз. балетного театра в республике.

После Октябрьской революции 1917 началось активное развитие проф. хореографич. искусства, возрождение узб. классического танца.

В 1918 в Ташкенте силами рус. артистов и музыкантов была организована Рус. гос. опера (с 1929 — Театр оперы и балета им. Свердлова), при которой существовала небольшая балетная труппа, выступавшая в операх и с отдельными номерами в концертах. Её первыми самостоятельными работами были «Лебединое озеро» (в роли Одетты — Одиллии Н. И. Сальникова) и «Шехеразада» (балетм. М. Ф. Моисеев), оба — 1925. В труппе работали: балетмейстеры — И. И. Арбатов, П. К. Йоркин, А. Р. Томский (1937–48); артисты — Е. Е. Семёнова, Г. Покровская, В. Н. Губская, Т. Д. Кутасова, Н. А. Довгелли, Н. П. Егоров, В. И. Нежданов, Е. П. Новиков, Г. М. Галетко и др. В репертуар вошли: «Красный мак» (балетм. Ю. Рейнеке), «Саламбо»; «Ференджи» Яновского (оба — балетм. Арбатов), «Лебединое озеро», «Дон Кихот» (балетм. Йоркин), «Бахчисарайский фонтан», «Конёк-Горбунок», «Кавказский пленник», «Раймонда», «Тщетная предосторожность», «Лауренсия» (балетм. Томский) и др.

В 1926 по инициативе певца и театр. деятеля М. Кари-Якубова и Тамары Ханум была организована 1-я Узб. гос. передвижная концертно-этнографич. труппа (в 1929 преобразована в Узб. муз.-драм. театр), при которой Тамара Ханум создала танц. студию, где преподавали классич. танец. В студии, кроме Ханум, работали моск. педагог и балетмейстер К. А. Бек, артисты Театра оперы и балета им. Свердлова Егоров и Губская. В 1933 в Ташкенте была организована балетная школа (см. Узбекское хореографическое училище), где классический танец преподавали артисты Театра им. Свердлова и Е. К. Обухова, в прошлом артистка петерб. Мариинского театра. В 1940 Губская и Егоров пост. силами учащихся балет «Аистёнок». В 1933 в Узб. муз.-драм. театре был пост. первый нац. балет-пантомима «Пахта» Рославца (балетм. Бек и У. А. Камилов) — опыт создания многоактного спектакля средствами нар. хореографии. В 1939 был показан нац. балет — «Шахида» Таля (балетм. А. Томский, Камилов и М. Т. Тургунбаева).

В 1939 на базе Узб. муз.-драм. театра открылся Узб. гос. театр оперы и балета. В 1940 театр поставил нац. балет, надолго вошедший в его репертуар, — «Гуляндом» Брусиловского (балетм. Арбатов, Ханум, Камилов, Губская) и «Сердце гор» Баланчивадзе (балетм. Е. Н. Барановский). В этот период в балетной труппе были артисты, владевшие нар. узб. сценич. танцем (Тургунбаева, Р. З. Каримова, Ф. Х. Джалилова, Х. Р. Рахимова, Д. А. Алимов, А. И. Гафуров и др.), поэтому во всех спектаклях использовался главным образом узб. классич. или народно-характерный танец. В 1941 республиканскую балетную школу окончили молодые артистки Г. Б. Измайлова, Р. Урманцева, Н. П. Таршилова, но из-за отсутствия подготовленного кордебалета до 1943 они участвовали только в оперных спектаклях.

В 1943 по инициативе балетм. Ф. В. Лопухова был пост. балет «Акбиляк» Василенко, где в гл. партии птицы Семург выступила Измайлова.

В первое послевоенное десятилетие в развитии узб. балета были достигнуты значительные успехи. При театре балетм. Йоркин (возглавлял труппу с 1944) создал балетную студию. Учащиеся студии и выпускники балетной школы составили ядро труппы. В 1945 был пост. 3-й акт «Лебединого озера», в 1947 — «Коппелия». В 1947 было осн. Узб. хореографич. училище, выпускники которого впоследствии составили основную часть трупп Театра им. Навои, а позже Самаркандского театра. В 1948–51 при Моск. хореографич. училище работала узб. балетная студия (педагоги М. А. Кожухова и Н. И. Тарасов), которую окончили мн. известные артисты узб. балета.

В 1948 Узб. театр оперы и балета и Театр оперы и балета им. Свердлова слились и стали называться Театром им. А. Навои. Балетная труппа укрепилась. Были пост. балеты «Конёк-Горбунок», «Бахчисарайский фонтан», «Красный мак», «Лебединое озеро», балет из жизни совр. Узбекистана — «Балерина» Мушеля (1949, балетм. Йоркин). В 1940 — нач. 50-х гг. выдвинулись артисты, отличавшиеся яркой танц. и актёрской индивидуальностью, — Измайлова, Г. Н. Маваева, Х. А. Камилова, К. Ю. Юсупова, Л. А. Баширова, Б. К. Завьялов. Выпускницы Узб. хореографич. училища Т. Г. Литвинова пост. «Юность» Чулаки и «Эсмеральду» (оба — 1951), Губская — «Берег счастья» и «Спящую красавицу» (оба — 1953).

Приход в труппу в 1954 первых выпускников Узб. хореографич. училища позволил существенно обновить её состав и ввести в репертуар новые классич. балеты («Жизель», 1957; «Шопениана», 1960, и др.). Ведущие солисты в 50-60-х гг. — Измайлова, Б. Р. Кариева, Х. А. Камилова, Ф. Кайдани, Д. Б. Арипова, Н. И. Подчикова, В. Я. Проскурина, Л. А. Миальная, Р. З. Курмаева, С. Р. Тангуриева, Р. Т. Тангуриев, А. Н. Назруллаев, Р. С. Султанов, Б. У. Усманкулов, В. М. Корсунцев, А. Г. Абдурахманов, Ю. А. Шутов, К. С. Сагатов, В. А. Васильев. Репертуар пополнился балетами «Лебединое озеро» (в ред. В. П. Бурмейстера, балетм. Завьялов и Измайлова), «Ойниса» Д. Закирова и Б. Ф. Гиенко (балетм. Т. Г. Литвинова), «Маскарад» (балетм. И. В. Смирнов), «Мечта» Акбарова (балетм. Измайлова и Завьялов).

К нач. 70-х гг. вырос проф. уровень труппы. В её репертуар прочно вошли балеты классич. наследия («Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Шопениана», «Корсар») и сов. балеты («Бахчисарайский фонтан», «Барышня и хулиган», «Доктор Айболит», «Анна Каренина» и др.). Были созданы новые нац. балеты: «Тановар» Козловского (1971, балетм. Н. С. Маркарьянц), «В долине легенд» Мусаева (1977, балетм. Ю. В. Папко и Ю. Скотт). Вместе в ведущими солистами в труппе стали работать молодые исполнители: Р. Р. Муратова, И. И. Контяво, В. А. Егай, Х. Ф. Шамсутдинов, Р. В. Куприев, Х. Базоров, Н. Зенкина, Л. Талдыкина, Т. Стадник и др. В 1978 Кариева создала творч. группу Молодой балет театра Навои, экспериментирующую в области языка нац.-классич. танца.

В 1964 в республике был создан Самаркандский театр оперы и балета. Его организатором и первым художеств. руководителем был узб. композитор и дирижёр нар. арт. СССР М. А. Ашрафи. Труппа театра создала неск. новых нац. балетов: «Дракон и солнце» Зейдмана (1967, балетм. Т. К. Дусметов), «Самаркандская легенда» Мушеля (1970, балетм. А. М. Муминов), «Сказание о Рустаме» Ашрафи (1977, балетм. С. Ш. Бурханов).

Литература: Авдеева Л. А., Народная артистка СССР Тамара Ханум, [М.], 1959; её же, М. Тургунбаева, Таш., 1959; её же, Танцевальное искусство Узбекистана, Таш., 1960; её же, Танец Бернары Кариевой, Таш., 1973; её же, Балет Узбекистана, Таш., 1973; её же, Галия Измайлова, Таш., 1975.

Л. А. Авдеева
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Миниатюра Термины и понятия
Варьете Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Дайна Национальные культуры
Пассакалья Музыкальные жанры
Киргизский балет Балет и танец
Буфф, буффа Термины и понятия
Temps leve, тан леве Балет и танец
Резонанс Термины и понятия
Фанфара Термины и понятия
Обращение аккорда Теория музыки
Аппассионата Термины и понятия
Литургическая драма Термины и понятия

Реклама