Piano Trio No. 1 (H-dur), Op. 8
В отличие от многих других композиторов (например, от Людвига ван Бетховена), Иоганнес Брамс не был склонен сохранять свои эскизы – как правило черновики уничтожались, и не только черновики, но и законченные произведения, которые он счел недостойными того, чтобы представить их публике (по признанию композитора, именно так поступил он с большинством своих струнных квартетов – он написал их более двадцати, но лишь тремя публика может сегодня наслаждаться, рукописи остальных автор уничтожил). Пролить свет на творческий процесс Брамса могут лишь исправления в рукописях, а также те случаи, когда то или иное произведение годы спустя перерабатывалось полностью. Именно такова судьба Фортепианного трио № 1 си мажор для фортепиано, скрипки и виолончели.
Над этим масштабным произведением, которое можно было бы назвать «скрытой симфонией», Иоганнес Брамс начал работать в 1853 г. в Ганновере, а завершено оно было в 1854 г. – незадолго до той катастрофы, которая произошла с Робертом Шуманом (этот композитор не только оказал влияние на Брамса, но и «благословил» молодого коллегу, написав о нем восторженную критическую статью «Новые пути», как бы «передав эстафету» дальнейшего развития немецкой музыки). Си-мажорное трио завершает юношеский период творчества Иоганнеса Брамса. На момент его создания композитору было всего двадцать лет – и в произведении отразилась та романтическая взволнованность, которая всегда свойственна молодости. Особенно ярко проявляется это качество в начале первой части – Allegro con brio. Мажорная восходящая интонация гимнического характера, возникающая здесь, исполнена радостного воодушевления. Она появляется и в последующих частях, изменяя свой облик самым неожиданным образом. Во второй части – Scherzo (Allegro molto) – она предстает в одноименной минорной тональности и становится тревожной. Медленная третья часть – Adagio – переливается тонкими оттенками светлой лирики и затаенной печали, но стихия драматизма царит и в финале – Allegro. Четвертая часть Трио написана в миноре, что не вполне обычно для произведения, основная тональность которого является мажорной. Кажется парадоксальным тот факт, что драматические образы возобладали в произведении, созданном молодым человеком, переживавшим один из самых безоблачных и счастливых периодов своей жизни. Невольно закрадывается мысль: не было ли это предчувствием той непоправимой беды, которая вскоре пришла в дом Шуманов – друзей Иоганнеса Брамса?
В си-мажорном фортепианном трио, относящемуся к раннему периоду творчества Брамса, уже очевидны те черты, которые всегда будут характеризовать его камерно-инструментальные сочинения: масштабность музыкального высказывания, приближающаяся к симфоническому размаху, использование принципа монотематизма, искусство варьирования, ясность мелодических конструкций, мелодическая щедрость, изобретательная ансамблевая инструментовка. Но произведение было не лишено недостатков, которые оказались очевидными для композитора, всегда отличавшегося исключительной критичностью по отношению к собственным творениям. В частности, Брамса не удовлетворяла недостаточная соразмеренность пропорций музыкальной формы. К счастью, Брамс не уничтожил трио, как он иногда поступал с не удовлетворившими его результатами собственного композиторского труда. Он вернулся к этому сочинению на склоне лет – в 1890 г. – и подверг его основательной переработке (именно вторая редакция, как правило, исполняется).
Примечательно, что при переработке Трио Брамс сохранил порядковый номер опуса – следовательно, он воспринимал эту работу не как создание нового произведения на материале старого, а именно как усовершенствование ранее созданного. Брамс сравнивал музыкальный материал с «посеянным зерном», которое «прорастает и развивается само собою… и с этим никак нельзя спешить». Наименьшим изменениям подвергалась вторая часть – скерцо, в ней только появилась новая кода. Остальные три части подверглись кардинальной переработке, в особенности первая. В неизменном виде сохранилась лишь ее начальная тема. Побочная партия в первой редакции слагалась из трех тем – при переработке они были заменены одной проникновенной романтически-томной мелодией, изложенной в мелодическом соль-диез мажоре. Коснулись изменения и развивающих разделов, которые были значительно сокращены, кроме того, в из первой части было исключено фугато. Интересно, что при таких коренных изменениях полностью сохранился и стиль произведения, и его образный строй – во второй редакции тоже чувствуется юношеская взволнованность, упоение напряженностью чувств.
Сообщая Кларе Шуман об исполнении Фортепианного трио № 1 си мажор в новой редакции, Иоганнес Брамс отмечает, что «все нашли его мечтательным, романтическим и все в таком роде».
Камерно-инструментальное творчество Брамса →