Ян Антонин Кожелух. Концерт для фагота с оркестром

Жанр
Страна
Чехия

Существуют музыкальные произведения, которые не теряют своего очарования со временем, и одно из них – Концерт для фагота с оркестром до мажор Яна Антонина Кожелуха. Этот чешский композитор, живший и творивший в XVIII – начале XIX веков – ученик Кристофа Виллибальда Глюка, Флориана Леопольда Гассмана, Иоганна Адольфа Хассе и Антонио Сальери, сочинил немало месс, написал Реквием, проявил себя в оперном жанре, создав такие образцы оперы-seria, как «Демофонт», «Александр в Индии». Однако оперы Кожелуха ныне забыты, в то время как до-мажорный Концерт включают в свой сольный репертуар многие исполнители на фаготе.

По своим художественным достоинствам Концерт Кожелуха не уступает знаменитому фаготному Концерту Карла фон Вебера, а медленная часть по эмоциональной глубине, пожалуй, даже превосходит аналогичный фрагмент веберовского сочинения, но не только красота мелодий способствовала успеху произведения. Его особенности свидетельствуют о том, что композитор прекрасно знал возможности инструмента и учитывал их.

Как известно, звук фагота не отличается яркостью, и оркестр очень легко может перекрыть его – но в Концерте Кожелуха этого не происходит, причем ни солисту, ни дирижеру не нужно прилагать для этого титанические усилия – о звуковом балансе позаботился композитор, создав достаточно легкую оркестровку (несмотря на то, что в оркестре задействованы две трубы, две валторны и литавры).

В техническом плане произведение тоже очень удобно для фагота – у некоторых исполнителей такое удобство даже порождает соблазн исполнять его в чрезмерно быстром темпе, что позволяет поразить публику виртуозностью, но отнюдь не способствует раскрытию смысла и красоты музыки (знаменитый российский фаготист Валерий Сергеевич Попов в связи с этим цитировал известное изречение пианиста Генриха Густавовича Нейгауза: «Если вам нечего сказать, играйте быстрее»).

Концерт имеет классическую структуру: трехчастный цикл с чередованием частей по принципу «быстрая – медленная – быстрая».

Часть первая – Allegro – открывается оркестровым вступлением. Оно настолько продолжительно, что при исполнении Концерта студентами на зачетах и экзаменах под фортепиано (ведь произведение входит не только в концертный, но и в педагогический репертуар фаготистов) его нередко сокращают – но при концертном исполнении с оркестром, разумеется, речь не идет о купюрах, и публика получает возможность в полной мере оценить изящество музыки. Фагот, начиная с «обмена репликами» с оркестром, затем излагает весьма продолжительную тему, насыщенную пассажами и другими исполнительскими сложностями. Особенно сложна каденция (по мнению музыковедов, она написана не каким-либо исполнителем, как нередко случалось в те времена, а самим Кожелухом).

В целом – несмотря на быстрый темп, отдельные мотивы, исполняемые на стаккато, и виртуозные приемы – в первой части преобладает кантиленное начало, а пассажи органично вплетаются в «пение». При этом исполнителю предоставляется некоторая свобода (в одном из моментов он волен сам сделать выбор, чем завершить фразу – мордентом или трелью). Характер музыки меняется с появлением триолей – появляется некоторая «тяжеловесность», но вскоре возникает музыкальный материал вступления, а с ним возвращается ощущение легкости музыкального движения.

Часть вторая – Larghetto – тоже открывается развернутым оркестровым вступлением, излагаемом в мощном туттийном звучании, однако преобладает средний регистр, и именно в нем вступает фагот. Средний регистр у фагота часто называют «невыразительным», но медленная часть до-мажорного Концерта Кожелуха блестяще опровергает это расхожее мнение. Каденция с последующим оркестровым tutti приводит к более напряженному разделу, звучащему в первой октаве, за которым следует новая каденция. Здесь исполнитель получает возможность продемонстрировать все, что может фагот – ведь каденция охватывает почти весь его диапазон, начиная «до» большой октавы и заканчивая «до» второй октавы. Новое оркестровое tutti в нюансе p завершает медленную часть.

Часть третья – Vivace – создает для исполнителей особый соблазн неоправданно ускорить темп: пассажей много, они эффектны, но очень удобны. Но фаготисты, которые не поддаются такому соблазну, в полной мере раскрывают изящество мелодической линии, создаваемое тонким соотношением чередующихся штрихов staccato и legato Стремительное движение шестнадцатых сменяется кантиленным эпизодом, излагаемым более крупными длительностями. Разнообразие вносит последующий эпизод, отмеченный триольным ритмом. Завершается Концерт тоническим трезвучием основной тональности, утверждаемым в оркестровом tutti.

Написанный в конце XVIII столетия, до-мажорный Концерт Кожелуха и ныне пользуется заслуженной любовью фаготистов – его играют и студенты, и опытные солисты.

реклама

вам может быть интересно

Чайковский. Кантата «Москва» Вокально-симфонические

Словарные статьи

Фагот 12.01.2011 в 18:41

рекомендуем

смотрите также

Реклама