Märchenbilder, Op. 113
4 пьесы для альта (скрипки) и фортепиано
Шуман сочинил это произведение за четыре дня, с 1 по 4 марта 1851 года, во время своего недолгого пребывания в Дюссельдорфе в качестве дирижера. Хронологически эти четыре фантазийные пьесы занимают место между двумя сонатами для скрипки и фортепиано, образно с ними не перекликаясь.
Все произведения посвящены скрипачу и дирижёру Вильгельму Йозефу фон Василевскому (1822–1896), который исполнил их вместе с Кларой Шуман на семейном собрании 15 марта. Василевский был в то время концертмейстером в Дюссельдорфе. Первым известным публичным выступлением было выступление Клары и Василевского в Zum Goldenen Stern в Бонне (Германия) 12 ноября 1853 года.
Эта группа из четырех «Сказочных картин» для альта и фортепиано образует тонально связанную (d-moll — F-dur — d-moll – D-dur) серию характерных пьес в стиле более ранних фортепианных сочинений Шумана, таких как «Альбом для юношества», «Детские сцены», «Лесные сцены». Они вовлекают слушателя в тот же сверкающий полёт фантазии и детского воображения, который много лет назад был присущ лучшим фортепианным произведениям композитора.
В музыкальной литературе для альта цикл Шумана занимает особое место. Композиторы-романтики редко обращались к этому «бархатному» инструменту как к солирующему на сцене, предпочитая более «звонкую» скрипку или более «густую» виолончель. Альт-соло — экзотический персонаж для этой эпохи, неслучайно поэтому и название шумановского цикла: «Сказочные картины». Но романтики относились ко всему сказочному очень серьезно, поэтому эти пьесы — далеко не детского уровня, а серьезные и сложные сочинения, как технически, так и по содержанию. Причудливые сказочные образы запечатлены в нотах со свойственными композитору своеобычной игровой выдумкой, оригинальными ритмами и «перебрасываниями» голосов в фактуре. Последнее требует особого взаимопонимания участников дуэта, а весь цикл в целом — отменного чувства формы, чтобы все «картины» выстроились в последовательную и захватывающую экспозицию.
Камерно-инструментальное творчество Шумана →