Римский-Корсаков. Кантата «Свитезянка»

Композитор
Год создания
1897
Дата премьеры
14.11.1898
Жанр
Страна
Россия
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Портрет кисти Валентина Серова

«Свитезянка», Op. 44 — кантата русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1897). Кантата, посвященная Сергею Ивановичу Танееву, была впервые исполнена 14 ноября 1898 года в концерте Русского музыкального общества под управлением В. Сафонова.

Состав исполнителей: сопрано (Свитезянка), тенор (Молодец), хор, оркестр.

История создания

1897 год был очень плодотворным для Римского-Корсакова. Только что закончивший оперу «Садко», в которой был развит сюжет, когда-то воплощенный в первом его сочинении (симфонической картине, написанной после возвращения из кругосветного плавания), композитор сочиняет множество романсов на стихи А. К. Толстого, Майкова, Пушкина. Вдохновляет его и маленькая трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери»: он набрасывает первые сцены и ощущает, что наступил какой-то новый период творчества — полное овладение свободной вокальной мелодией.

Еще не наметив плана дальнейших работ, он вместе с семьей выехал на дачу в имение Смычково Лужского уезда. Там его привлек еще один ранее воплощенный замысел. «Летом 1897 года в Смычкове я сочинял много и безостановочно. Первым сочинением была кантата «Свитезянка» для сопрано, тенора, хора и оркестра с музыкой, заимствованной из моего старого романса», — читаем в «Летописи моей музыкальной жизни». Действительно, еще в 1868 году Римский-Корсаков обращался к балладе Адама Мицкевича (1798—1855) «Свитезянка» (1820) в переводе, сделанном Л. Меем (1822—1862).

Музыка

Одночастная кантата открывается хором, исполняющим партию «от автора». Партии Молодца и Свитезянки поручены тенору и сопрано, голоса их то звучат поочередно, то дуэтом (стихотворные строки накладываются одна на другую). Господствует бурное движение, почти непрерывно звучащие триоли передают колыхание волн, отзвуки ритма мазурки придают польский колорит типично романтическому сочинению. Выделяется изысканной мелодией соло сопрано «Зачем над Свитезью бурной», заимствованное из раннего романса того же названия.

Л. Михеева

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама