The Left-Hander
Русская музыкальная комедия Анатолия Новикова в трёх действиях, семи картинах.
Либретто Р. Галиата-Валаева по мотивам повести Н. С. Лескова.
Премьера состоялась 5 ноября 1957 года в Иркутске.
Действующие лица:
Тула: Левша (тенор); Таня (сопрано); мать Тани; сваха; первый кузнец; второй кузнец; купец; купецкий сын; первый купчик; второй купчик; фонарщик.
Лондон: король; министр; адмирал; дежурный офицер; первый мастер; второй мастер; леди с арфой.
Санкт-Петербург: первый царь; второй царь; Платов (бас); граф Кисельвроде; княжна; аптекарь; пристав; гусар; кучер; первый свистовой; второй свистовой; лакей; дворник.
Жители Тулы, девушки и парни, фрейлины, адъютанты, городовые, ливрейные лакеи, леди-миледи, английские мастера.
Действие происходит в городах Туле, Лондоне, Санкт-Петербурге в начале XIX века.
«Левша» — интересный опыт создания оперетты на сюжет, заимствованный из русской классической литературы. Источником либретто послужила повесть Н. С. Лескова «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»). Отдельные мотивы повести в оперетте переосмыслены соответственно требованиям времени и жанра. Так, авторы отказались от контраста между талантливостью русского умельца и его убогим внешним обликом, его печальной судьбой. Опереточный Левша получил имя Алексея и напоминает одного из «добрых молодцев», героев русских сказок. У него появилась возлюбленная — Таня, а также соперник — «купецкий сын». В отличие от повести, Левша в конце концов заставляет танцевать английскую блоху под русскую музыку, и кончается оперетта традиционной свадьбой. Патриотическое звучание сюжета подчеркнуто фигурой донского атамана Платова с его балладой о русских мечах. В остальном авторы бережно сохранили юмор повести, ее своеобразную лексику, близкую фольклорной, условный историзм, наивно лубочную манеру в изображении лондонского и петербургского дворов. Музыкальный стиль российских сцен выдержан в народном песенно-танцевальном характере, кое-где использованы фольклорные цитаты. Английские же эпизоды удачно стилизованы в духе классической оперетты и могут напомнить Оффенбаха, Миллёкера.
Добавим, что «Левша» Новикова — не единственная оперетта на этот сюжет. Драматурги Б. Рацер и В. Константинов совместно с композитором В. Дмитриевым создали новую музыкально-сценическую версию повести Н. С. Лескова. Тем не менее произведение А. Новикова и Р. Галиат-Валаева не утратило своей художественной ценности и заслуживает внимания театров. В свое время эта музыкальная комедия была успешно поставлена в ряде театров страны.
Первое действие
Первая картина. Сказочная старая Тула — самоварная, расписная, пряничная. Под вечер на окраине города парни и девушки водят хоровод, звучит задушевная песня «Ивушка зеленая». Купецкий сын Савва пытается ухаживать за Таней. Девушка убегает от него. Из церкви возвращается мать Тани. С нею сваха, убеждающая женщину выдать дочь замуж за Савву. Неторопливо льется романсовая мелодия дуэта. Мать Тани не поддается уговорам свахи: она знает, что дочь любит молодого кузнеца Алексея, по прозвищу Левша, и не хочет мешать их счастью. А Левша легок на помине. Встав под окошко Тани, он запевает песню о звездочке, которую «призакрыли облака». Таня сообщает Левше, что ее сватает купецкий сын. Взволнованно звучит певучая мелодия «Связаны крылья у пташки твоей», начинающая дуэт Тани и Алексея. Левша утешает, успокаивает любимую. Снова под звуки «Ивушки» ведут хоровод девушки и парни. Издалека слышится песня «свистовых» (то есть вестовых). Туляки сбегаются посмотреть на прибывшего генерала. Это атаман Платов. Он требует к себе тульских кузнецов и оружейников и рассказывает им, как ездил с царем в Лондон. Сцена преображается: на ней происходят события, о которых рассказывает Платов. Музыка интермедии «Карета» передает бег царской упряжки. Монотонная песня «свистовых», тупые выкрики кучера «Едет царь-государь русский», диалог (в стихах) царя с Платовым — и вот наконец карета прибывает в Лондон.
Вторая картина. Бал во дворце английского короля. Торжественный полонез. Старому королю, задремавшему на троне, докладывают о прибытии русского царя. Звучит Встречный марш. Следует развернутая музыкальная сцена приема русского царя английским королем. В ритме церемонного полонеза монархи обмениваются приветствиями. Преувеличенно торжественная музыка сменяется игривой полечкой — король представляет министра иностранных дел. Польку сменяет марш — представляется бравый адмирал. Хор придворных «леди-миледи» поет куплеты в характере кокетливого вальса. Затем царю демонстрируют английское оружие. Адмирала просят рассказать о добытом в бою замечательном пистолете, и он поет комически серьезную балладу в духе традиционных опереточных «куплетов вранья». Дотошный Платов ухитряется прочесть надпись на замке пистолета: «Иван Москвин во граде Туле». Звучит хор английских мастеров, которые подносят русскому царю королевский подарок: миниатюрную стальную блоху. Перед царем ставят микроскоп, блоху заводят ключиком, и она танцует. Танец блохи представляет собой балетный помер на те мелодии, которые уже звучали в сцене представления. Пораженный царь заявляет английским умельцам, что они первые мастера на всем свете. Англичане торжествуют, бал завершается бравурным вальсом.
Второе действие
Третья картина. Царский дворец в Санкт-Петербурге. Новому царю докладывают, что в золотой табакерке почившего царя обнаружена блоха. Вызванный к царю лекарь-аптекарь исследует блоху и заявляет, что она сделана из металла. Граф Кисельвроде вспоминает, что блоху привез из Лондона покойный царь, которого сопровождал атаман Платов. Царь зовет Платова, и тот рассказывает историю блохи. Блоха танцует. Платов предлагает подвергнуть блоху «русским пересмотрам в Туле или на Урале: не могут ли наши мастера превзойти, чтобы чужеземцы над русскими не предвозвышались». Прибывают посланцы английского короля — министр и адмирал. Адмирал выражает свои симпатии русским дамам (куплет на мелодию баллады из первого действия) и высказывает желание жениться на россиянке для укрепления дружбы обеих наций. Англичане просят продемонстрировать «доблести российского величия», и Платов показывает им мечи, с которыми одерживали свои победы Дмитрий Донской, Александр Невский, Петр Первый, генералиссимус Суворов. Музыкальный монолог Платова о мечах переключает действие из сферы комизма в сферу героической патетики. Это монументальная ода русскому оружию, доблести русских воинов. Отправляясь к себе, на Дон, Платов берет с собой блоху, чтобы показать ее тульским мастерам.
Четвёртая картина. Рассказ Платова закончен. Тульские оружейники — среди них Иван Москвин (первый кузнец) и Левша — берутся «пересмотреть» английскую блоху. Левша заводит плясовую тесню «Вдоль по улице широкой молодой кузнец гулял». Кузнецы подхватывают песню, пляшут и уходят трудиться над блохой. Тем временем купецкий сын мажет дегтем Танины ворота. Из калитки выходит Таня и, заметив измазанные ворота, плачет. Левша слышит плач, выскакивает из кузницы и... сняв ворота с петель, перевешивает их другой стороной на улицу. Купецкий сын, который привел своих собутыльников поглумиться над девушкой, отвергшей его домогательства, попадает впросак: товарищи поднимают его на смех. Проходит ночь. Возвращается Платов со «свистовыми», кузнецы завершают свой труд и выносят «пересмотренную» английскую блоху. Платов выражает опасения, не испорчена ли редкостная вещь. Обиженные недоверием атамана кузнецы решают не открывать Платову, что они сделали с блохой. Разгневанный Платов уезжает в Петербург, захватив с собой Левшу, — отвечать перед царем. Ансамблем кузнецов и Платова начинается финал второго действия. Левша прощается с Таней (звучит мелодия их первого дуэта). Хор народа озабоченно комментирует события: «Левшу без паспорта везут... Должно быть в рекруты сдадут». Купецкий сын торжествует: теперь Таня достанется ему. Танина печаль передана протяжной песней «Не воркуйте, голуби». Кое-кто из горожан пытается отстоять Левшу. «Свистовые» разгоняют толпу нагайками и увозят парня.
Третье действие
Пятая картина. Привезенный в Санкт-Петербург Левша грезит о своей возлюбленной. «Эх, поймать бы лебедя, — высказывает он мечту в раздольной песне, — вырвать одно перышко и пером тем написать про любовь зазнобушке». Спящему Левше снится целый хоровод девушек (хореографический эпизод), как две капли воды похожих на Таню. Между тем английская блоха, «пересмотренная» тульскими умельцами, потеряла способность танцевать, так как ее... подковали микроскопическими подковами. Царь доволен работой, но решает проверить: признают ли искусство Левши сами англичане. Левшу посылают в Лондон вместе с подкованной блохой. Провожаемый ансамблем придворных, умелец собирается в дорогу. Его повезет сам атаман Платов.
Интермедия «Тройка». Платов и Левша по дороге в Лондон поют озорные частушки «Есть машина у камрада».
Шестая картина. Лондон. Английский король, придворные и мастера поражены искусством Левши, но выражают сожаление, что он не знает арифметики и не смог рассчитать веса подковок. Потому блоха и не танцует. Левше предлагают остаться в Лондоне и жениться на англичанке. Он отказывается. Придворная леди играет для него на арфе и поет романс. Затем Левша, играя на арфе, как на балалайке, поет веселую плясовую «Как у наших у ворот». Англичане подхватывают ее заразительный припев. Тем временем Левша подпиливает шипы у подковок, которыми подкована блоха, и — о чудо! — блоха снова танцует. При этом она танцует русский танец под русскую музыку. Платов пляшет от радости. За ним пускается в пляс Левша, не выдерживает адмирал и все остальные. Английский двор отплясывает русскую плясовую.
Интермедия. По дороге домой Левша поет широкую, раздольную песню о России.
Интермедия. «Пристав и городовые». Отряд городовых во главе с приставом поет верноподданнические куплеты «Монарха должно всегда обожать». «Беспашпортного» Левшу задерживают и приводят в полицейскую часть, но ему удается сбежать.
Седьмая картина. Тем временем в Туле Таню сговаривают замуж за купецкого сына. Неожиданно слышится песня Левши «Звездочка». Таня радостно бросается навстречу любимому. Купцы в гневе покидают Танин дом. Кузнецы и гости поднимают чарки за Левшу с Таней, поют «славу» русским умельцам и Родине.
Л. Михеева, А. Орелович