Английский композитор Артур Салливан вошел в историю музыки как создатель английской оперетты. И действительно, этот легкий и веселый жанр был главной областью его творчества – но ведь не единственной! Композитор творил и в других жанрах – и не всегда его сочинения были комедийными. Мы расскажем об очень серьезном произведении Салливана – о кантате «Золотая легенда».
За основу кантаты композитор взял одноименную поэму Генри Лонгфелло. Имя этого американского поэта в первую очередь ассоциируется с обработкой индейских легенд, но в данном случае Лонгфелло позаимствовал сюжетный мотив из литературной традиции западноевропейского Средневековья, но интерпретировал его по-своему. Сюжет взят из «Бедного Генриха», эпической поэмы Гартмана фон Ауэ – немецкого поэта-рыцаря, жившего и творившего в XIII столетии.
Сюжет «Золотой легенды таков: Люцифер хозяйничает в грешном мире, как ему заблагорассудится, он беспрепятственно входит в церковь, насмехается над тем, что дом Божий – такое маленькое и темное место, и занимает место священника в исповедальне. На исповедь приходит рыцарь Генрих, он тяжело болен и обречен на скорую смерть. Враг рода человеческого искушает его, утверждая, что исцелить его может только добровольная смерть невинной девы. Теперь Генрих должен найти девушку, которая согласится пожертвовать жизнью ради его спасения – и такая чистая душа находится в лице простой девушки Элизы, любящей его. Поначалу Генрих соглашается с этим, но потом, проникнувшись любовью к ней, решает отказаться от ее жертвы – рыцарь готов умереть, чтобы сохранить жизнь любимой. Но Элиза твердо решила спасти Генриха – оба упорствуют в благородстве, оба готовы на самопожертвование во имя любви, а там, где властвует любовь, силы зла бессильны. Генрих получает исцеление от прикосновения к мощам святого Матфея, влюбленные живы и счастливы, а Люцифер посрамлен. И вот из такого финала поэт делает вывод, казалось бы, неожиданный, но такой закономерный с точки зрения христианина: даже козни дьявола могут обернуться добром.
Создание «Золотой легенды» было обусловлено сотрудничеством композитора с музыкальным фестивалем в Лидсе. С этим фестивалем Артур Салливан был связан с 1880 г., когда в Лидсе состоялась премьера его первого крупного вокально-хорового сочинения – кантаты «Мученик Антиохии». Неоднократно он возглавлял фестиваль в качестве музыкального директора – в 1886 г. это было в третий раз, и новое произведение в кантатно-ораториальном жанре было заказано ему Фестивальным комитетом. Примечательно, что произошло это вскоре после создания «Микадо» – наиболее известной и успешной оперетты Салливана, впервые представленной в 1885 г. (таким образом, два самых примечательных творения композитора – комедийное и серьезное – оказались весьма близки в хронологическом плане.
К работе над «Золотой легендой» Артур Салливан приступил весной 1886 г. За несколько дней до этого в британскую столицу прибыл Ференц Лист. Салливан был лично знаком со знаменитым композитором – они встречались в Германии в пору молодости Салливана, когда тот был студентом Лейпцигской консерватории, и теперь именно Салливану выпала честь сопровождать Листа во время всех мероприятий, посвященных его визиту. В те дни в Лондоне прозвучало несколько сочинений Ференца Листа, в том числе и оратория «Легенда о святой Елизавете», и влияние этого сочинения определенно проявилось в «Золотой легенде» Артура Салливана (оно особенно очевидно в прологе).
«Золотая легенда» – это произведение для грандиозного исполнительского состава, оно предполагает участие ста двадцати оркестрантов и более чем трех сотен хористов. Оркестровка кантаты очень богата, композитор задействовал такие красочные инструменты, как флейта-пикколо, кларнет-пикколо, арфа, колокола. Значительность содержания и его глубокий духовный смысл подчеркиваются величественным звучанием органа.
Премьера кантаты «Золотая легенда» состоялась в Лидсе в октябре 1886 г. На долю произведения выпал грандиозный успех – в свидетельствах современников говорится о «дожде цветов», обрушившемся на композитора, о громовых овациях, к которым присоединились даже оркестранты, выражавшие свою признательность автору. Правда, были и более сдержанные отзывы – например, автор одной из рецензий сравнивал «Золотую легенду» с ораторией Феликса Мендельсона-Бартольди «Святой Павел», прозвучавшей на том же концерте, и сравнение было не в пользу Салливана, а автор рецензии в газете «Таймс» выражал уверенность, что эта музыка способна удержаться на сцене – но лишь до тех пор, пока не явится «английский Бетховен». В определенной степени слова эти оказались пророческими – серьезные сочинения Салливана в будущем оказались потеснены произведениями Эдуарда Элгара, но сам Элгар всегда относился к Салливану с большим уважением, а «Золотая легенда» восхищала его.
Кантата исполнялась и в ХХ столетии. В 1942 г. она прозвучала в Лондоне в честь столетия композитора под управлением дирижера Генри Вуда, который лично знал Салливана. В 1986 г. исполнение кантаты было приурочено к столетию ее создания. «Золотая легенда» была впервые записана в 2001 г. компанией Hyperion Records.