Камиль Сен-Санс. Соната для скрипки и фортепиано No. 1

Композитор
Год создания
1885
Дата премьеры
09.01.1886
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Соната для скрипки и фортепиано № 1 ре минор, Op. 75 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1885). Первое исполнение: 9 января 1886 года, Париж; Мартин Пьер Марсик (скрипка) и Камиль Сен-Санс (фортепиано).

Первую попытку создать скрипичную сонату Камиль Сен-Санс предпринял еще в юности – на рубеже 1840-1850-х гг., но произведение, как и многие другие сочинения тех лет, осталось незавершенным. Прошло много лет, прежде чем композитор, будучи уже зрелым и опытным, обратился к этому жанру. Непосредственным поводом можно считать знакомство с бельгийским скрипачом Мартином Пьером Марсиком, с которым композитор встретился во время своего гастрольного тура по Швейцарии в 1884 г. В следующем году он создал Сонату для скрипки и фортепиано № 1 ре минор, Op. 75, посвященную этому музыканту.

Ре-минорная соната обладает чертами, которые типичны для многих крупных инструментальных сочинений Камиля Сен-Санса: масштабность и выверенность формы сочетается с эмоциональной сдержанностью и гибкостью звуковой пластики. Весьма интересно выстроена структура сонатного цикла: формально произведение двухчастно, но в каждой из двух частей выделяются два крупных раздела, различающихся по темпу.

Первая часть состоит из Allegro agitato и Adagio, а вторая – из Allegretto moderato и Allegro molto. Таким образом, в построении Первой скрипичной сонаты цикличность сочетается с поэмностью – нечто подобное наблюдалось и в Четвертом фортепианном концерте, одновременно такая структура цикла предвосхищала Симфонию № 3.

Первая часть по своим музыкально-драматургическим принципам перекликается с творениями Людвига ван Бетховена (что встречалось и в некоторых предыдущих произведениях Камиля Сен-Санса, например, в Первой виолончельной сонате). Страстная главная партия характеризуется ритмической свободой, обилием синкоп, частыми сменами размера. Побочная партия отличается исключительной поэтичностью, соприкасающейся с пейзажной лирикой: легкая кантиленная мелодия скрипки непринужденно парит над триольными «волнами» в фортепианной партии. Второй раздел первой части – Adagio – представляет собою аналог традиционных медленных частей сонатных циклов и, казалось бы, он должен быть лирически-умиротворенным, но это не так: композитор идет против традиции – Adagio исполнено беспокойства, оно кажется даже нервным.

Часть вторая исполнена движения. Поначалу будучи умеренным, оно постепенно становится стремительным. Его первый раздел – остроумное скерцо, но перед вторым разделом появляются хоральные гармонии, которые «затормаживают» скерцозное движение. Тема второго раздела в своей простоте кажется сначала неким «механическим упражнением», но ее развитие завораживает регистровыми и фактурными контрастами, введением лирических интонаций. Динамическое нарастание в неудержимом звуковом потоке увлекает к заключительному апофеозу – торжеству мажорного лада, который кажется «заслуженной наградой» после всех тревог первой части.

Французский писатель Марсель Пруст признавался, что именно Первая скрипичная соната Камиля Сен-Санса послужила прототипом того неназванного «музыкального произведения для рояля и скрипки», которое слушает герой романа «По направлению к Свану» из цикла «В поисках утраченного времени».

Сен-Санс. Соната для скрипки и фортепиано No. 2

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 3 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама