String Quartet No. 4 (c-moll), Op. 18, No. 4
Если квартет № 3 написан раньше других в ор. 18, то квартет № 4, по ряду данных, создан последним. По своим художественным качествам этот квартет занимает в ор. 18 едва ли не первенствующее место. Здесь более ярко, чем в других квартетах ор. 18, предвосхищаются произведения зрелой поры творчества Бетховена. Особенно значительны крайние части, которые можно отнести к выдающимся созданиям Бетховена первого периода творчества. Следует отметить также новизну строения цикла, в середине которого вместо традиционного противопоставления Adagio и скерцо (или менуэта) помещены две части однородного характера — скерцо и менуэт.
Для того чтобы проникнуть в замысел квартета № 4, следует обратиться к настроениям Бетховена в эту пору его жизни. Они ярко обрисованы в следующих строках его письма к Вегелеру от 16 ноября 1801 года: «Ты едва ли можешь себе представить, сколь одинокое и грустное существование влачил я на протяжении последних двух лет. Словно призрак, преследовал меня повсюду мой слабый слух, и я бежал от людей, должен был казаться мизантропом, хотя в действительности мне это так мало свойственно. — Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. После двух лет снова несколько светлых мгновений, и вот — я впервые ощутил, что женитьба могла бы составить мое счастье. К сожалению, она не моего сословия, и сейчас, разумеется, жениться мне никак невозможно; я еще должен порядком поскитаться. Когда бы не слух мой, я давно уже объехал бы полсвета, а мне необходимо это сделать — ведь для меня не существует высшего наслаждения, чем заниматься своим искусством и его показывать».
Приведенный отрывок из письма достаточно хорошо раскрывает душевные переживания Бетховена, в которых столкнулись трагизм, связанный с усилением глухоты, творческий подъем, радость любви и препятствия, стоящие на пути к счастью.
Разнообразная гамма чувств, порожденных этими переживаниями, нашла свое глубокое выражение в первой части квартета (Allegro ma non tanto, 4/4, половинная по метроному = 84). Главная партия полна затаенной скорби, она требует сдержанной мужественной передачи. Своеобразна она и по форме — тринадцатитактовый замкнутый период, включающий и элемент мотивного развития (пример 18).
Тему завершает дополнение (такты 14-46) с остановкой на доминанте, контрастирующее своей статичностью с драматическим стремлением основного раздела главной партии. (Можно также считать, что главная партия охватывает такты 1—25. Границы формы здесь довольно текучи. (Примечание редактора))
Для экспозиции в целом характерно большое разнообразие тематического материала и его структурная завершенность. Так, первый раздел связующей партии, являясь по существу расширенным дополнением к главной партии, представляет собой нечто обособленное: лишь на мгновение промелькнула новая тональная краска Es-dur (такт 17), но в целом связующая партия тонально замкнута, она останавливается на доминанте главной тональности как на предыкте к следующей теме. Начало побочной партии прямым сопоставлением вводит As-dur (пример 19).
Создается впечатление, что «задача» этой темы — дать лишь постепенный тональный переход к Es-dur.
Светлая, умиротворяющая кантилена побочной партии — яркий пример производного контраста у Бетховена; построенная на интонациях главной и связующей партий, побочная, а также заключительная партия образно противоположны им. Примечательно, что некоторая обособленность тематического материала присуща лишь экспозиции; в разработке и репризе тематическое развитие дается более обобщенно.
В этих разделах сонатной формы контраст главной и побочной партий еще более подчеркнут их непосредственным сопоставлением без связующей партии. Отражением этого контраста являются два тематических раздела разработки: проведение главной партии целиком в новой тональности и ее последующее тематическое развитие, а затем аналогичное развитие побочной партии.
Истинно бетховенская сила чувствуется в более динамичной по сравнению с экспозицией репризе, насыщенной контрастами.
В драматургическом плане всей первой части квартета, несмотря на большую протяженность светлых лиричных побочной и заключительной партий, побеждает трагическая настроенность главной партии.
В коде патетическое настроение достигает своего апогея. В последних шести тактах, звучащих напряженно и гневно, слышится дыхание исполинского «Кориолана».
Вторая часть (Andante scherzoso quasi Allegretto, 3/8, четверть с точкой = 56) очень интересна по форме. В ней есть все составные части сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза и кода. В то же время изложение носит полифонический характер (фугато в главной партии, каноническая секвенция в побочной партии, имитационность развития в разработке). Следующая за темой главной партии группа шестнадцатых является темой побочной партии. Скерцо, по-видимому, было сочинено в 1800 году. По мнению А. Б. Маркса, музыка этой части «отличается серьезным и решительным характером, и хотя время от времени в ней слышится то одна, то другая шутка, делается это с намерением, чтобы скрыть серьезные мысли композитора». В то же время другой музыковед, Людвиг Ноль считает скерцо только «легкой юмористической шуткой». Бесспорно, однако, что скерцо далеко уводит нас от настроения первой части.
Наоборот, третья часть — менуэт (Allegretto, 3/4, половинная с точкой = 84) вновь возвращает к нему. В трио менуэта своеобразно звучат в партии первой скрипки восходящие и нисходящие триоли. Оригинальны и необычны темповые указания Бетховена: менуэт в первый раз должен быть исполнен в умеренном темпе (по авторскому обозначению — Allegretto), а по окончании трио менуэт повторяется в более быстром темпе (piu Allegro).
Финал квартета (Allegro, alla breve, целая = 66) написан в форме рондо-сонаты. По характеру и даже некоторым интонационным оборотам он близок третьей части «Патетической сонаты» Бетховена и особенно финалу трио G-dur Гайдна. Приведем тему рефрена финала:
Рефрен сменяется то певучими, то скерцообразными эпизодами. В коде финала (Prestissimo, целая нота = 84) напряжение достигает предела: главная тема идет в стремительном движении и заканчивается просветленным звучанием в C-dur. Решающую роль при исполнении финала играет правильное, четко выявленное соотношение темпов Allegro и Prestissimo.
Продолжительность исполнения квартета 22—22,5 минуты: I ч. — 8 мин., II ч. — 6,5 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 4 мин.
П. Долгов