Бетховен. Струнные квартеты, Op. 18

String Quartets, Op. 18

Композитор
Год создания
1800
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Квартет op. 18, № 1 (№ 1)
Квартет op. 18, № 2 (№ 2)
Квартет op. 18, № 3 (№ 3)
Квартет op. 18, № 4 (№ 4)
Квартет op. 18, № 5 (№ 5)
Квартет op. 18, № 6 (№ 6)

Струнный квартет занимает значительное место в творчестве Людвига ван Бетховена. Композитор создал шестнадцать произведений в этом жанре (к ним примыкает «Большая фуга» для такого же состава, которая изначально создавалась в качестве финала Квартета № 13). В этой области камерно-инструментального творчества Бетховен продолжает линию, начатую Йозефом Гайдном и Вольфгангом Амадеем Моцартом – в их творчестве струнный квартет отходит от дивертисментных традиций, приобретает психологическую глубину. Новым витком этого развития становятся квартеты Бетховена.

Композитор одновременно и следует традициям, заложенным предшественниками, и отступает от них. Так, сонатное allegro у него появляется не только в первых частях, а менуэт – как и в симфониях – вытесняется скерцо (правда, это встречалось и в квартетах Гайдна, но у него скерцо оставалось интермедией развлекательного характера, у Бетховена же эта часть приобретает более глубокое содержание, занимает более значительное место в цикле). Эти черты, отличающие Бетховена от предшественников и современников, очевидны уже в первых его струнных квартетах, созданных в 1800 г.

Создавать музыку Бетховен начала рано, но к жанру струнного квартета он впервые обратился лишь в тридцатилетнем возрасте. Этому предшествовало создание других камерно-инструментальных сочинений – в частности, струнных трио (примечательно, что в 1795 г. композитор получил заказ на создание струнного квартета, но вместо этого написал квинтет). Таким образом, к концу 1790-х гг. Бетховен уже имел немалый опыт в области камерного жанра, и к созданию шести струнных квартетов, объединенных в Op. 18, пришел во всеоружии композиторского мастерства. Эти квартеты автор посвятил богатому венскому меценату князю Францу Лобковицу, покровительствовавшему Бетховену, а первое их исполнение состоялось во дворце другого покровителя композитора – князя Лихновского.

В этих шести струнных квартетах еще проявляется влияние Моцарта, в особенности очевидно в некоторых моментах сходство с моцартовскими квартетами, посвященными Гайдну, тем не менее, проявились в них и специфические бетховенские черты. Музыковед Арнольд Александрович Альшванг рассматривает квартеты Op. 18 как произведения, стоящие на перепутье между камерной музыкой XVIII столетия с ее изяществом, танцевальностью, элементами развлекательности, и новой, более серьезной камерной музыкой – об этом говорит психологическая углубленность медленных частей, стремление к органическому единству цикла.

В Квартете № 1 фа мажор особое внимание привлекает безупречное владение фактурой. Стиль первой, третьей и четвертой частей представляется не вполне оригинальным, но истинной печатью гениальности отмечена вторая часть – Adagio affettuoso et appassionato, ее образное содержание связано со сценой у гробницы из последнего действия «Ромео и Джульетты». Примечательно, что для медленной части композитор избирает сонатную форму.

В Квартете № 2 соль мажор влияние Гайдна и Моцарта особенно очевидно. По настроению он весьма однороден – в нем царит ясная беззаботность. Изящные мелодические интонации в главной партии первой части вызывают ассоциацию с церемонными поклонами эпохи рококо, благодаря чему это произведение известно среди музыкантов как «квартет комплиментов». Наибольшей оригинальностью отмечена вторая часть, в которой сопоставляются разделы Adagio и Allegro – это будет характерно для бетховенских квартетов зрелого периода.

[Квартет № 3 ре мажор]](/beethoven_quartet_3.html) производит впечатление гладкости, ровности – по меткому выражению Ромена Роллана, Бетховен здесь еще не «выпускает когти»: в разработке первой части нет особой интенсивности мотивного развития, третья часть написана в характере менуэта.

Особое место занимает Квартет № 4 до минор, вероятно, созданный последним. Здесь Бетховен смело отступает от традиций – например, в середине цикла он сопоставляет не контрастные части (медленную и менуэт или скерцо), а более однотипные (скерцо и менуэт). Истинно бетховенская мужественная скорбь звучит в главной партии первой части, развитие, не ограничиваясь разработкой, продолжается в репризе, а некоторые обороты финала напоминают о Сонате № 8 «Патетической».

Драматичности Четвертого квартета контрастирует жизнерадостность Квартета № 5 ля мажор. В третьей – медленной – части композитор использует форму вариаций.

Самыми интересными страницами Квартета № 6 си-бемоль мажор являются вторая часть – Adagio ma non troppo, исполненная пленительной лирики, и финал – «La Malinconia» («Меланхолия»): в форме рондо-сонаты с медленным вступлением безудержное веселье одерживает безоговорочную победу над мрачным меланхолическим настроением.

Не все современники смогли оценить творение Бетховена по достоинству: критики не скупились на уничижительные суждения, авторитетный теоретик Альбрехтсбергер называл квартеты «негодными» и советовал своим ученикам «не знаться с Бетховеном», и даже Гайдн не усмотрел в квартетах ничего оригинального, увидев в них лишь смешение своего собственного стиля с моцартовским. Но были и иные суждения. Квартеты высоко оценил известный немецкий скрипач Людвиг Шпор, а у публики они имели такой успех, что за первым изданием вскоре последовало второе. Квартеты Op. 18 не утратили своего очарования с течением времени, они и сегодня входят в число часто исполняемых камерных произведений Бетховена.


Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Объединенные одним опусом, шесть первых квартетов Бетховена сочинялись в течение двух лет, с 1798 по 1800 год. Квартеты ор. 18 посвящены одному из высокопоставленных покровителей Бетховена, князю Ф. И. Лобковицу. Написаны они еще под явным влиянием Гайдна и Моцарта, а также одного из учителей Бетховена — чешского композитора Э. А. Фёрстера.

При некоторой однотипности музыкального языка эти квартеты довольно разнообразны по характеру. Хотя приемы изложения и развития еще напоминают предшественников Бетховена, в содержании музыки ощущается нечто новое — стремление к психологической углубленности.

Бетховен сочинял квартеты ор. 18 с большим увлечением и подъемом: темы рождались легко, и каждая часть компоновалась сразу в почти завершенном виде.

Эти квартеты созданы молодым композитором, полным жизненной энергии. Можно считать, что квартеты ор. 18 являются своеобразной параллелью шести квартетам Моцарта, посвященным Гайдну. Влияние моцартовских квартетов в какой-то мере ощущается в квартете № 5 и в еще большей степени — в квартете № 2. В других случаях это влияние сглаживается и на первый план явно выступают черты, характерные для индивидуальности Бетховена. Вспомним хотя бы Adagio из квартета № 1, Allegro квартета № 4 или «La Malinconia» из квартета № 6.

Советский исследователь творчества Бетховена А. А. Альшванг так определяет значение этого цикла: «Квартеты ор. 18 с исторической точки зрения занимают промежуточное положение между классической камерной музыкой XVIII века (элементы развлекательности, танцевальность, типичные каденционные формулы финалов, изящество внешней обработки) и новой камерной музыкой „серьезного" жанра (углубленные Adagio, первые признаки органического объединения отдельных частей цикла)».

Первые исполнения квартетов ор. 18 происходили у покровителя и друга Бетховена князя Карла Лихновского. По настоянию Лихновского Бетховен в 1794 году поселился в его дворце. В семье Лихновского отношение к молодому композитору и блестящему виртуозу-пианисту было исключительно радушное и ласковое, что подтверждает сам Бетховен: «Княгиня Христина готова была заказать стеклянный колпак, чтобы недостойные не могли коснуться меня пальцами и даже дыханием». Увлеченный камерным творчеством Бетховена, Лихновский подарил ему квартет ценных итальянских инструментов. Горячий поклонник музыки, князь Лихновский раз в неделю по утрам собирал у себя артистов для исполнения камерной музыки, преимущественно струнных квартетов. На эти домашние исполнения допускались, помимо близких друзей, крупные музыканты, тонкие знатоки. Здесь проигрывались новые произведения Бетховена. Так, в присутствии Гайдна у Лихновского впервые исполнялись Бетховеном и артистами квартета Шуппанцига три фортепианных трио op. 1 Бетховена и посвященные Гайдну три фортепианных сонаты ор. 2.

Исполнение квартетов ор. 18 было поручено молодым друзьям Бетховена — артистам квартета Шуппанцига. По мере того как заканчивалось сочинение того или иного квартета, Бетховен приносил его исполнителям и, как говорит близкий к нему в эти годы композитор И. Зейфрид, «сообщал им свои соображения о характере, выразительности и вдохновлял своим присутствием».

Квартеты ор. 18 были опубликованы венским нотоиздателем Т. Молло. Изданы они были не одновременно: три первых — в июне, а остальные три в октябре 1801 года.

Первоначальная нумерация квартетов ор. 18 была затем изменена Бетховеном по совету Шуппанцига. Этот новый порядок вошел во все издания партитуры. Таким образом, общеизвестная нумерация квартетов ор. 18 не соответствует последовательности их сочинения. Перечислим квартеты в том порядке, как они были созданы (в скобках указаны номера, присвоенные квартетам ор. 18 во всех изданиях): квартеты D-dur (№ 3), F-dur (№ 1), G-dur (№ 2), A-dur (№ 5). О датах создания квартетов B-dur (№ 6), c-moll (№ 4) точные сведения не обнаружены.

Публичное исполнение квартетов ор. 18 состоялось в Вене в 1801 и 1802 гг. Они не были по достоинству оценены музыкальной критикой и отдельными видными музыкантами. Характерно мнение учителей Бетховена. Авторитетнейший теоретик И. Альбрехтсбергер нашел квартеты ор. 18 негодными, потому что они не соответствовали традиционным требованиям. «Не знайтесь с Бетховеном,— сказал Альбрехтсбергер своему ученику И. Э. Долецалеку, показавшему ему эти квартеты, — он ничему не научился, и никогда ничего путного из него не выйдет». Автор «Жизни Гайдна» Джузеппе Карпани сообщает, что Гайдн не нашел в квартетах ор. 18 ничего оригинального, усматривая в них смешение своего стиля со стилем Моцарта.

С другой стороны, знаменитый скрипач Л. Шпор считал квартет №1 вершиной в творчестве этого жанра.

«Allgemeine musikalische Zeitung» в следующих выражениях писала о появлении первой серии квартетов, изданной Молло: «Среди новых произведений фигурируют превосходные сочинения Бетховена; три квартета доказывают наличие таланта; их надо лишь часто и притом очень хорошо исполнять, так как они трудны для игры и ни в какой мере не популярны». Газета не изменила своего осторожного тона и после выхода следующих трех квартетов ор. 18.

Однако у слушателей квартеты имели большой успех, что побудило Молло выпустить в 1802 году второе издание. В связи с этим 8 апреля 1802 года Бетховен пишет издателю Ф. Гофмейстеру: «Господин Молло недавно снова издал мои квартеты, причем ошибки и Errata крупного и мелкого калибра кишат там, словно рыбы в воде, то есть их видимо-невидимо. Вся моя кожа исколота этими прекрасными изданиями моих квартетов».

В связи с ранними квартетами Бетховена не могу не привести очень интересного высказывания А. Рубинштейна, чутко отметившего появления нового уже в этом периоде творчества композитора: «Вообще в сочинениях его первого периода только проглядывают еще формулы прежних сочинений, так же как и костюмы остаются еще некоторое время те же самые, но и в этих произведениях слышится уже, что вскоре собственные волосы заменят напудренный парик с косичкой, что сапоги вместо башмаков с пряжками изменят походку мужчины (также и музыкальную), что сюртук вместо широкого фрака со стальными пуговицами придаст ему другую осанку. И в этих произведениях звучит уже подле сердечного (как у Гайдна и Моцарта) задушевный тон (у них отсутствующий). А вскоре после того является у него рядом с эстетикой (как у них) этика (у них отсутствующая), и чуешь, что он вскоре переменит менуэт на скерцо, что с ним инструментальная музыка достигнет драматического выражения и дойдет до трагизма, что вообще приобретет совершенно новые выражения».

Отметим, что в наши дни квартеты ор. 18 являются едва ли не самыми популярными камерными творениями Бетховена.

П. Долгов

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Рапсодия для контральто Вокально-симфонические

Словарные статьи

Струнный квартет 12.01.2011 в 16:48

рекомендуем

смотрите также

Реклама