String Quartet No. 3 (D-dur), op. 18, No. 3
Напомним, что это произведение — первый опыт обращения Бетховена к жанру струнного квартета. В квартетном «первенце» Бетховена владение квартетной фактурой достаточно совершенно, звучность ясная, красивая, но дань традиции сказалась в том, что ведущая роль поручена в основном первой скрипке. Сочинение поразительно ровное по изложению и развитию тематического материала. Гладкость и безупречность изложения музыки, быть может, объясняется тем, что в своем первом опыте квартетной музыки Бетховен еще не «выпускает когти» (Ромен Роллан), как это ощущается в более поздних сочинениях, а следует блистательным образцам, созданным его великими предшественниками — Гайдном и Моцартом.
В первой части (Allegro, alia breve, половинная по метроному = 120), напоминающей квартет № 1, D-dur Моцарта, доминирует первая скрипка. Главная партия начинается piano, широким мелодическим ходом на септиму (пример 11).
Характер этой партии, бодрый и жизнерадостный, определяет настроение всей первой части.
В побочной партии этой части две темы: первая начинается в доминантовой тональности A-dur; вторая, песенно-танцевального характера — в отдаленной тональности C-dur (пример 12).
Отметим, что эта вторая тема по характеру несколько напоминает русскую народную песню.
Разработка невелика по масштабам и не содержит интенсивного мотивно-тематического развития, столь характерного для Бетховена. Следует отметить интересный в гармоническом отношении переход к репризе: альт и виолончель удерживают основной звук установившегося в конце разработки Cis-dur'ного трезвучия, а скрипки на этом фоне вводят в тональности D-dur тему главной партии (пример 13).
Вторая часть квартета (Andante con moto, 2/4, восьмая = 92) написана в сонатной форме без разработки с расширенной репризой. Эта часть пронизана созерцательно-спокойным настроением. Здесь дается как бы смысловая кульминация всего цикла. Интересно, что уже в своем первом квартете Бетховен пишет медленную часть в сонатной форме.
Тема главной партии Andante носит задумчивый характер (пример 14).
Побочная партия, беззаботная и шутливая, не совсем гармонирует с основным настроением части. Энергично звучит последнее проведение темы главной партии в репризе. Неожиданное вступление трепещущих секстолей, подчеркиваемых sforzando в начале каждого полутакта, и затихающее, истаивающее окончание этой части предвосхищают некоторые поздние произведения Бетховена, например Adagio квартета № 10.
Близко примыкает к настроению первой части квартета полная очарования третья часть (Allegro, 3/4, половинная с точкой = 100), написанная в характере менуэта (см. пример 15).
Этот менуэт построен по старинному образцу, с чередованием мажора (менуэт) с минором (трио). Трио контрастно менуэту по настроению; тема трио излагается обеими скрипками и на фоне поступенного хода терциями альта и виолончели звучит таинственно, со скрытым внутренним напряжением (пример 16).
Квартет завершается жизнерадостным и энергичным финалом (Presto, 6/8, половинная с точкой = 96), написанным в сонатной форме и по стилю близким к праздничным, народным по характеру финалам квартетов Гайдна. Примечательны резкие гармонические, тональные смены, например сдвиг из A-dur в F-dur. В развитии музыки, особенно в тональном плане этого сравнительно раннего сочинения Бетховена довольно неожиданно ощущаются черты, делающие эту часть предвестницей романтических финалов.
В разработке с начала ее и почти на протяжении полусотни тактов происходит преимущественно развитие мотива темы главной партии в разных вариантах. Затем появляется новый эпизод, который следует отметить: в партии второй скрипки в контрапункте с первой возникает новая тема, а виолончель в это время исполняет тему побочной партии (см. пример 17).
Интенсивность звучания уменьшается до едва слышимого. За два такта до репризы неожиданно врывается fortissimo, которое при ее наступлении сменяется внезапным piano. Кода завершается короткими унисонными фразами pianissimo. В конце Бетховен выписывает на полутора тактах у всех инструментов паузы с ферматой. Импульс движения был настолько мощным, что необходимо время для его затухания. Таким образом, музыка финала кончается не с последним звуком, а лишь после того, как будет «дослушана» последняя пауза, продленная ферматой.
Продолжительность исполнения квартета 24 минуты: I ч. — 8 мин., II ч. — 5 мин., III ч. — 3 мин., IV ч. — 8 мин.
П. Долгов