Оперетта Баснера «Требуется героиня»

Requires heroine

Композитор
Дата премьеры
27.12.1968
Жанр
Страна
СССР

Оперетта Вениамина Баснера в трёх действиях, десяти картинах.
Пьеса Е. Гальпериной и Ю. Анненкова.

Премьера состоялась 27 декабря 1968 года в Ленинграде.

Действующие лица:

Катюша и Вика Шумиловы — сестры (сопрано); Ким Лисовой (баритон), Сергей Чупров — летчики-перехватчики; Аскольд Чегодаев, кинорежиссер (баритон); Клава Калинкина; чукча Татай; Магнолия Пыжикова; Гера, ассистент Чегодаева; кот Фикус, существо бессловесное; летчики, актеры, журналисты, пассажиры, кинодевицы.

Действие происходит в Советском Союзе.

Вениамин Ефимович Баснер / Veniamin Basner

«Требуется героиня» — вторая оперетта В. Баснера. Музыкально-драматические принципы «Полярной звезды» получили в ней дальнейшее развитие. Как и в первой оперетте, здесь поднимаются серьезные нравствеиные проблемы. Название оперетты символично, оно говорит о мужесте, которое приходится проявлять не только в исключительных условиях, но и в повседневной жизни. Также символично звучит профессия главного героя — «перехватчик». Перехватчиком в широком смысле становится в оперетте всякий, кто умеет «перехватить» чужую беду, способен к самопожертвованию. Занимательный сюжет, сочетание лиризма с комедийностью, мелодическая свежесть, уверенное профессиональное мастерство композитора и либреттистов — все это помогло оперетте «Требуется героиня» утвердиться в репертуаре многих театров.

Первое действие

Первая картина. В небольшом номере одной из ленинградских гостиниц — Катя и Вика Шумиловы. Мы знакомимся с сестрами в критический момент их биографии. Вика бросила техникум и собирается держать экзамен в театральный институт. Катя, врач по профессии, рассталась с мужем и должна теперь лететь на Чукотку, к месту новой работы в одной из воинских частей. Сейчас она укладывает вещи. Поношенный зеленый шерстяной платок вызывает у сестер лирические воспоминания о трудном детстве, пришедшемся на военные годы (дуэт Кати и Вики). Вика убегает на экзамен.

Посыльная цветочного магазина Клава Калинкина появляется с корзинкой цветов для Кати: покинутый муж ищет примирения. Но Катя непреклонна. Зеленый платок кажется знакомым Клаве. Приглядевшись, она узнает в Кате одну из девочек, которых она, Клава, вывозила по ладожскому льду из блокадного Ленинграда. Катя, еще совсем маленькая, везла с собой закутанную в зеленый платок годовалую малютку Вику. Бывшая фронтовичка Клава — теперь уже немолодая одинокая женщина с неустроенной судьбой, о чем с печальной иронией говорится в ее песенке «Бабы-одиночки». Катя зовет Клаву с собой на Чукотку.

Вторая картина. Холл гостиницы. Кинорежиссер Чегодаев звонит на аэродром: рейс, которым он должен вылетать на киносъемку, отменяется из-за плохой погоды.

Катя Шумилова встречается с военным летчиком капитаном Лисовым, который на служебном самолете доставит ее к месту будущей работы. Катя приглашает Лисового на прощальный ужин с друзьями и уходит. Появляется заплаканная Вика: она провалилась на экзамене и не знает, как сообщить об этом сестре. Невольный свидетель ее слез Ким Лисовой пытается утешить девушку — начинается дуэт. Бодрость Кима передается Вике. Она догадывается, что это и есть тот самый летчик, с которым полетит Катя, и рассказывает ему о своем горе. Ким в шутку предсказывает девушке судьбу: успех, славу, любовь. Темпераментная, пылкая музыка «гадания» свидетельствует о том, что Ким увлечен Викой.

Они направляются в ресторан, где их ждет Катя, но Кима задерживает Аскольд Чегодаев. Он интересуется у летчика, как долго могут задержать рейс из-за плохой погоды. Ким узнает известного режиссера, и у него рождается мысль, как помочь Вике. Он предлагает Чегодаеву доставить его на место съемок на военном самолете (военная авиация не считается с погодой), Чегодаев же должен пригласить Вику сниматься в фильме. Вике, разумеется, об их договоренности знать не следует. Она должна поверить в свою судьбу и... в предсказателя. После недолгого колебания Чегодаев соглашается.

В веселом ритме польки Аскольд и Ким обставляют место будущей «случайной встречи» режиссера с Викой, которую вызовут якобы к телефону. Правда, Лисовой не очень точно описал девушку, и Чегодаев сначала принимает за Вику подошедшую к телефону... Клаву Калинкину. Забавное недоразумение быстро выясняется, и начинается дуэт Вики с Аскольдом. Реплики Вики, которая обрела надежду на удачу, звучат восторженно. Сцена завершается бурным вальсом Вики, Аскольда и Лисового. Вика знакомит Кима с Аскольдом, рассказывает Киму о случайно свалившемся на нее счастье. Аскольд и Лисовой добросовестно играют свои роли согласно «сценарию».

Третья картина. Прошло три недели. На киностудии «Ленфильм» группа девушек, желающих сниматься в кино, безуспешно атакует Чегодаева. Вика, пришедшая сюда по приглашению Аскольда, знакомится с некрасивой девушкой Магнолией Пыжиковой, которая заявляет, что не может жить без искусства и в случае отказа покончит с собой. Аскольд поначалу не узнает Вику и стремится от нее отделаться, но затем, сообразив, с кем имеет дело, и вспомнив обещание, данное Лисовому, назначает девушку на съемки. Счастливая Вика упрашивает его взять и неудачницу Магнолию. Финал первого действия: фантазия рисует Вике ее будущее в искусстве; идет вокально-хореографический дивертисмент: Вика играет с воображаемыми партнёрами, среди которых фигурирует и Аскольд Чегодаев.

Второе действие

Четвёртая картина. Вот уже год Катя Шумилова работает врачом в авиаполку на Чукотке. С ней рядом Клава Калинкина — опытная медсестра с фронтовым стажем. Работа у них нервная. Особенно волнуется Катя, когда в воздухе капитан Лисовой. Вот и сейчас он только что вернулся с Ответственного задания, и романтическая песня о перехватчиках передает его душевное состояние.

Летчик Сергей Чупров, цыган по национальности, человек порывистый, объясняется Кате в любви. Но Катя не разделяет его чувства. Ее сердцем, сам того не ведая, владеет Ким Лисовой. Невысказанная любовь томит Катю, оттого и печальна ее песенка про чукчаночку, которая «влюбилась в молчаливого». Только верной Клаве Катя признается, что любит Кима.

Пятая картина. Актерское фойе театра. Группа журналистов берет интервью у выступающей здесь актрисы Виктории Шумиловой. Музыка их ансамбля — та, что звучала в финале первого действия: мечты Вики сбылись, как по волшебству. Впрочем, вошедший Чегодаев умеряет восторги интервьюеров, заявляя, что сотворивший новую кинозвезду Пигмалион «в свое созданье не влюблен».

В фойе появляется Ким Лисовой, прибывший в Ленинград в командировку. Он не узнает Вику в сценическом костюме и в гриме, но хорошо узнает Аскольда. Тот просит Кима не раскрывать Вике их секрета «в педагогических целях». Вбегает Вика, окончившая сцену, и подтрунивает над плохой наблюдательностью Лисового. Ким смущен, оба взволнованы встречей, и это передает порывистая вальсовая мелодия их дуэта. А затем следует концертный номер Вики «Забытый вальс» (с участием хора и балета), который Ким наблюдает уже из театральной ложи.

Шестая картина. Репетиционное помещение театра. Аскольд Чегодаев в форме военного летчика готовится репетировать новую пьесу. Он раздражен мелкими неполадками и устраивает разнос ассистенту режиссера Магнолии Пыжиковой. Злополучная Магнолия поет под гитару комический и трогательный ромас о своем одиночестве.

Репетиция. У Вики никак не получается любовный монолог. Аскольд прерывает репетицию и уходит. Неожиданно появляется Ким, прорвавшийся в театр, — скоро конец его командировки, он хочет видеть Вику, а та работает с утра до вечера. И тут Вика неожиданно признается ему в любви словами пьесы, которую она так безуспешно репетировала с Аскольдом. Признание перерастает в страстный лирический дуэт.

После ухода Кима репетиция возобновляется, и Чегодаев поражен, до чего естественно и правдиво звучат теперь у Вики слова любовного монолога.

Седьмая картина. Вечером после премьеры Ким и Вика собираются отпраздновать свою помолвку. Катя и Клава тоже обещали быть на спектакле, но их самолет задерживается. Неожиданно Ким получает телефонограмму: его срочно отзывают в часть.

Едва Ким ушел, появляются Катя и Клава. Они еще ничего не знают о помолвке. Пока Катя с дороги принимает душ, Вика успевает поделиться своей радостью с Клавой. Против ожидания, Клаву известие не радует. Она глубоко огорчена за Катю, которая тоже любит Кима и у которой, кроме этой любви, нет ничего на свете. У Вики же впереди слава, яркая жизнь в искусстве. Клава уговаривает Вику отступиться от Кима ради Кати. Чтобы убедить девушку в необходимости такого шага, Клава открывает ей тайну, которую от Вики оберегали много лет: Катя и она не родные сестры. В далекие военные годы Катя вынесла крохотную Вику из развалин горящего дома и всю жизнь заботилась о ней, как о родной сестре. Катя и с мужем разошлась после того, как тот в минуту ссоры пригрозил открыть Вике, что она «не родная».

Финал-фантазия второго действия. Воображаемый диалог Вики с Катей. Вика потрясена услышанным. Теперь она может оценить всю меру преданности «старшей сестры» и красоту ее души.

Третье действие

Восьмая картина. Чукотка. Катя ждет Кима, с которым не виделась три месяца. Лишь теперь от Кима она узнает о том, что Ким и Вика решили пожениться. Катя мужественно встречает эту роковую для себя весть. Но почему же Вика ничего ей не сказала о предстоящем замужестве?

Девятая картина. Сергей Чупров совсем потерял голову от любви. По совету чукчи Татая он решается на последнее средство — покорить сердце Кати с помощью... шаманского бубна. Но ему удается лишь насмерть перепугать Клаву Калинкину. Свое отчаяние и свой горячий темперамент выплескивает Сергей в песне и в пляске.

Серьезную драму переживает Ким Лисовой. Вика неожиданно отказалась выходить за него замуж и заявила, что собирается связать судьбу с Аскольдом Чегодаевым. Ким воспринимает ее поступок как предательство. Глубокой горечью проникнута его песня-вальс «Кабина прошита огнем».

Десятая картина. Аэропорт в Хабаровске. Здесь встречаются вместе главные герои оперетты: Катя, которая переводится на новое место службы; преданная ей Клава с котом Фикусом; Вика и Аскольд, направляющиеся на кинофестиваль в Японию; Сергей Чупров и Ким Лисовой, с которыми Катя решила не прощаться и которые, будучи верны своей профессии, бросились Кате «наперехват». Прощальные слова, прощальные мелодии лирических дуэтов (из предыдущих картин). И вдруг в этом печальном ансамбле звучит слово надежды: Аскольд признается Лисовому, что лучшая роль Вики — роль «спутницы Аскольда Чегодаева». Значит, это всего лишь роль и Вика не замужем? «Вы — перехватчик», — кричит благодарный Ким Аскольду. Начинается финальный хор — уже знакомая песня о перехватчиках. На фоне мужественной романтической музыки звучат (по радио) Привычные для героев команды: «Шумилова, на сцену!», «Врачу Шумиловой — на старт!», «Звено капитана Лисового — на перехват!»

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Шуберт. Струнный квартет No. 13 (ля минор) Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама