Triple Concerto (C-dur), Op. 56
Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, известный также как Тройной концерт, был написан Бетховеном в 1803 году, а в 1804 опубликован издательством Breitkopf & Hartel. Выбор солирующих инструментов делает его фактически концертом для фортепианного трио, и это единственный концерт Бетховена для более чем одного солирующего инструмента.
Антон Шиндлер утверждал, что концерт был написан Бетховеном для его ученика эрцгерцога Рудольфа, члена императорской фамилии (Rudolf von Habsburg-Lothringen). Эрцгерцогу, который под руководством Бетховена стал впоследствии прекрасным пианистом и композитором, было в этот момент всего 14 лет, поэтому можно предположить, что автор старался написать эффектную, но относительно простую партию фортепиано, оттенив её двумя более виртуозными солистами. Однако, нет свидетельств того, что Рудольф когда-либо исполнял это сочинение на публике, и его премьра состоялась только в 1808 г. на летних концертах в венском парке Аугартен (На бывшей территории разлива Дуная в конце XVII в. был разбит императорский парк увеселений – Аугартен (Augarten), которому в 1712 г. инженер-озеленитель Жан Треэ придал типично французские черты. Иосиф II сделал парк доступным для общественности и нарек его «местом развлечения всех людей». С 1782 г. здесь регулярно проводились «Утренние концерты», которые устраивал Иосиф II, приглашая в качестве дирижера Моцарта, а позже – Бетховена.). Титульный лист первого издания концерта содержит посвящение другому патрону Бетховена князю Лобковицу.
Тройной концерт нетипичен для бетховенского времени, когда жанр инструментального концерта предполагал одного или двух солистов. В эпоху барокко жанр сoncerto grosso подразумевал как нечто вполне естественное «состязание» группы солистов и оркестра, но позже концерт, в котором с оркестром играет ансамбль, а не один солист, стал большой редкостью.