Гейр Твейт. Фортепианное творчество

Композитор
Жанр
Страна
Норвегия
Гейр Твейт

Музыка для фортепиано занимает весьма важное место в творческом наследии норвежского композитора Гейра Твейта. Хотя сам композитор утверждал, что его первыми сочинениями были три сонаты для скрипки соло (к сожалению, утраченные), все-таки в качестве Op. 1 он обозначил фортепианное сочинение – «Двенадцать двухголосных инвенций в дорийском, лидийском и фригийском ладах». На момент создания этого цикла Твейту было всего двадцать лет, но создается впечатление, что он написан зрелым композитором – поистине, это достойный предшественник «Ludus tonalis» Пауля Хиндемита. Примечательна ориентация на лады народной музыки – одно из проявлений тяготения Твейта к фольклору.

Следующим значительным творением молодого композитора стал Концерт для фортепиано с оркестром № 1, который автор определил как «Концерт в лидийском ладу». Произведение примечательно не только ладовой природой, но и особенностями формы: мелодия, с которой начинается первая часть, концентрирует в себе интонационные зерна всего последующего тематизма, а финал выглядит «зеркальным отражением» первой части, его восторженная кульминация в лирическом духе напоминает о Фортепианном концерте Эдварда Грига. К традициям великого норвежского композитора восходит и скерциозная вторая часть в духе норвежского танца спрингара. Концерт впервые прозвучал в Лейпциге в 1931 г.

Второй фортепианный концерт – «Памяти Равеля» – Твейт создал в 1933 г. в Вене. Он был исполнен по радио в Осло в транскрипции для двух роялей, но партитура произведения погибла в 1970 г. во время пожара в доме композитора. Восстановление не представляется возможным, поскольку не сохранилось ни одной аудиозаписи. Такая же судьба постигла другое сочинение Твейта, связанное с именем французского композитора – Сонату для фортепиано № 1 «Посвящение Равелю», очень тепло принятую парижской публикой, включая брата Равеля (по словам Эдуарда Равеля, ему показалось, что эта музыка написана его братом Морисом). Существует версия, что «Менуэт Нади Буланже», опубликованный Твейтом в честь ее юбилея, является второй частью этой сонаты.

Более счастливой оказалась судьба других фортепианных концертов Твейта. Концерт № 3 «Памяти Брамса» – это тонкая стилизация: музыка пронизана интонациями, характерными для музыкального языка Иоганнеса Брамса, фактура тоже напоминает о творениях немецкого композитора-романтика, но на этой основе развиваются оригинальные музыкальные идеи композитора ХХ столетия. Концерт отличается высоким уровнем пианистического мастерства. Твейт утверждал, что услышал эту музыку во сне, в котором ему сыграл ее сам Иоганнес Брамс. Проснувшись, композитор записал Концерт по памяти. Произведение было создано в 1933 г., но премьера состоялась только в 1947 г. при участии Бергенского филармонического оркестра.

Самым известным фортепианным сочинением Твейта стал Фортепианный концерт № 4 «Северное сияние», скорее напоминающий трёхчастную симфоническую поэму. Своим таинственным настроением он перекликается с «Ночью в садах Испании» Мануэля де Фальи, однако музыкальный язык произведения совершенно иной – он пронизан ритмоинтонациями и гармониями, характерными для норвежской музыки. Программным заглавием наделен не только Концерт в целом, но и каждая из его частей: первая часть – «Осеннее пробуждение Северного сияния», вторая – «Сверкание в зимних небесах», третья – «Исчезновение весенней ночью».

Концерт для фортепиано с оркестром № 5 программного заглавия не имеет, но его образный и интонационный строй перекликается с оркестровым циклом «Сто мелодий Хардангера», над которым композитор работал одновременно с Концертом. В первой части и финале господствуют ритмоинтонации норвежских народных танцев (спрингар в первой части, халлинг в третьей). Вторая часть – «Песня с голубыми колокольчиками» – поражает лирической проникновенностью и утонченностью музыкального пейзажа (интонации колокольного звона словно повторяются горным эхом). Концерт, впервые прозвучавший в Париже в 1954 г., был с восторгом принят французской публикой, а музыкальные критики сочли его лучшим фортепианным концертом, созданным в Норвегии после Эдварда Грига.

Единственная сохранившаяся фортепианная соната Твейта – № 29 «Соната Эфира» – стала самой знаменитой фортепианной сонатой, созданной в ХХ столетии в Норвегии. Это масштабное произведение, звучащее около получаса, привлекает внимание интересными полиладовыми сочетаниями. Первая часть носит название «В поисках», так же озаглавлена одна из ее основных тем, а другая – «тема Эфира». Противопоставляясь друг другу, в разработке эти темы развиваются как единое целое. «Тема эфира» развивается во второй части в девятнадцати вариациях, но в пятнадцатую вариацию вторгается тема «В поисках». Она становится основой третьей части, в которой приобретает причудливо-танцевальный характер.

Другим фортепианным сочинениям Гейра Твейта не суждено было уцелеть. Но и сохранившаяся часть наследия дает представление о самобытном музыкальном языке композитора, проявившемся в том числе и в фортепианной музыке.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама