Marcelo Álvarez
Совсем недавно аргентинского тенора Марсело Альвареса критики называли одним из претендентов на роль «четвертого» тенора после Паваротти, Доминго и Каррераса. В шеренгу претендентов его выдвинули несомненно красивый голос, очаровательная внешность и сценическое обаяние. Ныне разговоры о «четвертом теноре» как-то поутихли, и слава Богу: воможно, настал момент, когда даже газетчики, которые зарабатывают на хлеб тем, что заполняют чистые листы бумаги, поняли, что нынешние оперные певцы совершенно не похожи на прежних великих.
Марсело Альварес родился в 1962-ом году, а его карьера стартовала шестнадцать лет назад. Музыка всегда была частью его жизни – он учился в школе с музыкальным уклоном и по ее окончании мог бы стать преподавателем. Но первый выбор оказался более прозаическим – надо же жить и кушать. Альварес готовился к карьере налоговика. До университетского диплома ему не хватило считанных экзаменов. У него была также мебельная фабрика, и певец до сих пор с удовольствием вспоминает аромат дерева. Музыка казалась похороненной навсегда. Но самое удивительное, что та музыка, которую знал будущий известный тенор, не имела никакого отношения к опере! В 1991-ом году, когда Марсело было уже под тридцать, «похороненная» музыка заявила о себе: ему внезапно захотелось петь. Но что петь? Ему предлагали поп-музыку, рок-музыку, все, что угодно, но не оперу. Пока в один прекрасный день жена не задала ему вопрос: а что ты скажешь насчет оперы? Ответ: это жанр, с которым я не знаком. Опять-таки жена привела его на прослушивание к некоему тенору, который попросил его спеть пару популярных итальянских песен типа O sole mio и Torna a Surriento. Но Альварес их не знал...
С того момента и до дебюта в качестве солиста в венецианском театре Ла Фениче прошло всего три года! Марсело говорит, что он занимался, как сумасшедший. Своей техникой он обязан даме по имени Норма Риссо («бедняжка, ее никто не знал...»), которая научила его хорошо произносить слова. Судьба протянула ему руку в лице легендарного тенора Джузеппе Ди Стефано, партнера Марии Каллас. Он услышал его в Аргентине в присутствии «боссов» театра Колон, которые уже в течение нескольких лет упорно не обращали на Альвареса внимания. «Быстро, быстро, здесь ты ничего не добьешься, покупай билет на самолет и приезжай в Европу». Альварес принял участие в конкуре в Павии и неожиданно для себя победил. У него в кармане оказались два контракта – с Ла Фениче в Венеции и с Карло Феличе в Генуе. Он даже смог выбрать оперы для дебютов – это были "Сомнамбула" и "Травиата". Его положительно оценили «зубры»-критики. Его имя начало «циркулировать» и вот уже шестнадцать лет, как Альварес радует своим пением публику всего мира.
Любимец фортуны, конечно. Но и пожинающий плоды осторожности и мудрости. Альварес – лирический тенор, обладатель красивого тембра. Он считает, что красота пения – в оттенках, и никогда не позволяет себе жертвовать нюансами. Это выдающийся мастер фразировки, и его Герцог в "Риголетто" признан самым корректным с точки зрения стиля за последние десять лет. Благодарным слушателям Европы, Америки и Японии он долгое время являлся в образах Эдгара ("Лючия ди Ламмермур"), Дженнаро ("Лукреция Борджиа"), Тонио ("Дочь полка"), Артура ("Пуритане"), Герцога и Альфреда в операх Верди, Фауста и Ромео в операх Гуно, Гофмана, Вертера, Рудольфа в "Богеме". Самыми «драматическими» партиями в его репертуаре были Рудольф в "Луизе Миллер" и Ричард в "Бале-маскараде". В 2006-ом году Альварес дебютировал в "Тоске" и "Трубадуре". Последнее обстоятельство кое-кого настораживало, но Альварес успокаивал: можно петь в "Трубадуре", думая о Корелли, а можно – думая о Бьёрлинге... В самом деле, его выступление в "Тоске" доказало, что он – единственный в мире, кто способен спеть арию E lucean le stelle со всеми указанными Пуччини piano. Певец (и его фониатр) считает свой вокальный аппарат соответствующим характеристикам «полного» лирического тенора. После дебюта в какой-нибудь более драматической роли он откладывает ее на два-три года, возвращаясь к "Лючии" и "Вертеру". Кажется, ему пока не грозят выступления в "Отелло" и "Паяцах", хотя за последние годы его репертуар обогатился главными теноровыми партиями в "Кармен" (дебют в 2007-ом году в Театре Капитоль в Тулузе), "Адриенне Лекуврер" и даже "Андре Шенье" (дебюты в прошлом году соответственно в Турине и Париже). В нынешнем году Альвареса ждет роль Радамеса в "Аиде" на сцене лондонского Ковент-Гардена.
Марсело Альварес – аргентинец, живущий постоянно в Италии, считает, что аргентинцы и итальянцы одинаковы. Так что под небом «bel paese - прекрасной страны» чувствует себя абсолютно комфортно. Сын Марсело родился уже здесь, что способствует его дальнейшей «итальянизации». Помимо красивого голоса природа одарила его привлекательной внешностью, что для тенора немаловажно. Он дорожит фигурой и способен продемонстрировать безупречные бицепсы. (Правда, в последние годы тенор немало отяжелел и утратил часть своей физической привлекательности). Режиссерам, на абсолютную власть которых в опере Альварес с полным основанием жалуется, не в чем его упрекнуть. Впрочем, спорт, наравне с кино – одно из хобби Альвареса. А еще певец очень привязан к семье и предпочитает выступать в Европе: почти все города, в которых он поет, в двух часах лета от дома. Так что даже между спектаклями он спешит на самолет, чтобы вернуться домой и поиграть с сыном...