Карлос Чавес

Дата рождения
13.06.1899
Дата смерти
02.08.1978
Профессия
Страна
Мексика
Карлос Чавес

Карлос Чавес (исп. Carlos Chávez; 13 июня 1899 года — 2 августа 1978 года) — мексиканский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель и музыкальный педагог.

«Я родился вместе с веком», – так говорил о себе мексиканский композитор Карлос Чавес. И пусть это утверждение не вполне точно хронологически (родился он все-таки в конце XIX столетия), но верно по существу: он был свидетелем Мексиканской революции и одним из тех, кто стоял у истоков национальной композиторской школы.

Детство Карлоса Чавеса прошло в штате Агуаскальентес, где его дед занимал пост губернатора. Среди жителей тех краев было много индейцев, и Карлос имел возможность познакомиться с культурой коренных жителей Мексики, да и в нем самом была индейская кровь – его мать, возглавлявшая школу для девочек, была наполовину индеанкой. Отца Чавес лишился в трехлетнем возрасте. Карлос был одним из шести детей в семье, старший брат начал обучать его музыке, позднее Карлос некоторое время обучался фортепианной игре у Асунсьон Парра, затем у Педро Луиса Огасона (пианиста, впервые представившего мексиканской публике творения Клода Дебюсси), а композиции – у Мануэля Понсе, но систематического образования Чавес не получил, да и не стремился к этому, считая учителей композиции «догматиками». Карлос был убежден, что лучший способ научиться сочинению музыки – это изучать гармонию и музыкальную форму на примере творений великих композиторов, что он и делал с большим увлечением. Особенно нравились ему произведения Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха, а из современников – Клода Дебюсси.

Юность Карлоса Чавеса проходила в атмосфере бурных событий. «Молодежь моего поколения чувствовала себя актерами на гигантской сцене борьбы и мужества», – вспоминал впоследствии композитор. Чувство обретенного национального самосознания, охватившего всю Мексику, не могло не затронуть его, и он ощущал потребность в создании национальной музыкальной традиции. Профессиональная музыка Мексики в то время еще не имела давних традиций, и молодой музыкант обратил взор в сторону народной индейской и креольской музыки. В семнадцатилетнем возрасте Чавес с друзьями создал журнал «Гладиус», в котором публиковались статьи о культуре, и тогда же он начал аранжировать народные песни и создавать фортепианные пьесы, а через два года написал симфонию.

Карлос Чавес впервые публично выступил в 1921 г., композитор представил публике несколько своих фортепианных произведений и принял участие в исполнении Секстета для струнных и фортепиано. Непривычные черты музыкального языка шокировали публику, привыкшую к европейской романтической музыке, Чавес же приобрел славу «возмутителя спокойствия», но заинтересовать общество своей музыкой ему удалось, причем настолько, что в скором времени Чавес получил государственный заказ на создание балетной музыки. Балет, получивший заглавие «Новое пламя», повествовал о жизни ацтеков (это было одно из первых проявлений индихенизма в мексиканской музыке – течения в искусстве, направленного на раскрытие особенностей культуры и истории индейцев). К сожалению, балет так и не был поставлен – дело ограничилось концертным исполнением в 1928 г., дирижировал сам Чавес.

Последующие годы стали для Чавеса временем интенсивного творческого поиска. Несколько месяцев он провел в Европе, в Берлине была издана его Фортепианная соната № 2, в Париже он показал свои сочинения Полю Дюка и удостоился его одобрения. Возвратившись на родину, он организовывал исполнение произведений Артюра Онеггера, Эрика Сати и других французских композиторов-современников. Он по-прежнему интересовался фольклором, но не в меньшей степени его увлекали приемы авангарда. Последние нашли выражение в камерных сочинениях – пьесе «Энергия», цикле «Семь пьес для фортепиано», сонатинах, а также в балете «Лошадиные силы». Национальные музыкальные истоки претворены в балете «Четыре солнца», оркестровой пьесе «Хочипилли Макуилхочитл» (ацтекский бог искусства и спортивных игр), Токкате для ударных инструментов.

Самым известным сочинением Чавеса, основанном на фольклорных интонациях, стала «Индейская симфония», созданная в 1936 г. Создавал композитор и злободневные сочинения, посвященные политическим событиям эпохи – «Солнце» для хора с оркестром на стихи поэта-рабочего Карлоса Гутьерреса Круса, «Республиканская увертюра» на темы трех революционных песен.

Создание множества произведений – лишь часть заслуг Чавеса перед Мексиканской музыкой. В 1925 г. он организовал первый в стране симфонический оркестр, которым руководил более двух десятилетий. В репертуар этого исполнительского коллектива входила в том числе и музыка русских композиторов. С 1928 г. по 1934 г. он возглавлял Национальную консерваторию Мексики. Педагогическая деятельность Чавеса не ограничивалась пределами родной страны – два года он преподавал в Гарварде. В 1960-х гг. он разрабатывал в Мексике программу музыкального образования.

Как дирижер Чавес выступил последний раз в Вашингтоне в мае 1978 г. – под управлением композитора состоялась премьера его Концерта для тромбона с оркестром. В августе того же года Карлос Чавес умер.


Мексиканская музыка многим обязана Карлосу Чавесу. В 1925 году молодой музыкант, энтузиаст и страстный пропагандист искусства, организовал первый в стране симфонический оркестр города Мехико. У него не было ни опыта, ни фундаментальной профессиональной подготовки: позади оставались годы самостоятельных занятий и творчества, недолгий период учебы (у М. Понсе и П. Л. Огасона) и путешествия по Европе. Но у него было страстное желание нести в народ настоящую музыку. И он добился своего.

Вначале Чавесу приходилось нелегко. Его главная задача заключалась, по словам самого артиста, не в том, чтобы просто заинтересовать соотечественников музыкой. «Мексиканский народ и так музыкален, но ему нужно привить серьезное отношение к искусству, приучить слушать музыку, наконец приучить вовремя приходить на концерты!». Впервые в Мексике на концертах, которыми руководил Чавес, публику перестали допускать в зал после начала. И спустя некоторое время дирижер мог не без гордости сказать: «Только на бой быков и на мои концерты мексиканцы приходят вовремя».

Но главное — концерты эти стали пользоваться настоящей популярностью, особенно после того, как в 1928 году коллектив вырос, окреп и стал называться Национальным симфоническим оркестром. Чавес неустанно стремился к расширению аудитории, к тому, чтобы привлечь в концертный зал рабочих слушателей. С этой целью он даже пишет специальные массовые сочинения, в том числе «Пролетарскую симфонию». В своем композиторском творчестве, развивающемся параллельно с дирижерской деятельностью артиста, он разрабатывает как новый, так и старинный мексиканский фольклор, на основе которого создает ряд симфонических и камерных сочинений, балетов.

В программы своих концертов Чавес включает лучшие произведения классической и современной музыки; под его управлением в Мексике впервые прозвучали многие сочинения советских авторов. Дирижер не ограничивается концертной деятельностью на родине. Начиная с середины тридцатых годов он много гастролирует, выступая с лучшими оркестрами США и ряда европейских стран. Уже после первых гастролей Чавеса американская критика отметила, что он «зарекомендовал себя дирижером, на редкость уравновешенным, властным и обладающим яркой фантазией руководителем, который знает, как извлечь из оркестра сочный и сбалансированный звук».

На протяжении четырех десятилетий Чавес — один из ведущих музыкантов Мексики. Долгие годы он возглавлял Национальную консерваторию, руководил департаментом изящных искусств, много сделал для упорядочения музыкального образования детей и юношества, воспитал несколько поколений композиторов и дирижеров.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама