Мейчик Марк Наумович (16 (28) II 1880, Москва — 27 II 1950, там же) — советский пианист.
В 1903 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова. Выступал в России (в 1905–10 активный участник концертов, сборы от которых шли в кассу РСДРП) и за рубежом, завоевав известность исполнением сочинений Л. Бетховена, Ф. Листа и А. Н. Скрябина. Отличался тонким вкусом, артистическим темпераментом, большой музыкальной культурой, совершенной техникой.
В послереволюционные годы посвятил себя главным образом музыкально-организационной работе. В 1918 зав. концертным отделом в муз. отделе Наркомпроса, в 1919–21 первый директор Института муз. драмы (ныне ГИТИС). В 1923 работал в муз. секторе Госиздата, в 1924–30 руководитель и главный редактор издательства Музторг Московского отдела народного образования, затем консультант на Радио, научный сотрудник звукового цеха кинофабрики. В 1933–39 зам. директора Фабрики грамзаписи.
Писал фортепианные пьесы, перевёл с немецкого языка на русский язык, частично переработав, ряд трудов, преимущественно по технике музыкального исполнительства (Р. Брейтгаупт, «Естественная фортепианная техника. Учение о движении…», М., 1927; Э. Тетцель, «Современная фортепианная техника», М., 1929; Ф. Штейнхаузен, «Физиология ведения смычка», М., 1930).
Автор популярных биографий — «Паганини» (М., 1934), «Шуман» (М., 1935), «Скрябин» (М., 1935). Педагогические сборники для фортепиано Мейчика содержат лёгкие переложения отрывков из произведений русских и западноевропейских композиторов; фортепианные пьесы в его редакции. Написал воспоминания о Скрябине (рукопись в Музее-квартире А. Н. Скрябина в Москве).
Литература: Дрейден С., Музыка — революции, М., 1970, с. 452–56, 497.
И. И. Марков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.