
Мельцер-Щавиньский, Генрик (пол. Henryk Melcer-Szczawiński; 21 XI 1869, Калиш — 18 IV 1928, Варшава) — польский композитор и пианист.
Учился у Р. Стробля (фортепиано) и З. Носковского (композиция) в Варшаве, затем у Т. Лешетицкого (фортепиано) в Вене (1892–94). Получил 1-е премии на 2-м Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Берлине (1895, как пианист и композитор, за 1-й концерт для фортепиано с оркестром и фортепианное трио) и на конкурсе композиторов им. И. Падеревского в Лейпциге (1898, за 2-й концерт для фортепиано с оркестром). Был профессором консерваторий в Хельсинки (с 1895), Лодзи (1897–98), Вене (1903–06), Варшаве (с 1918; в 1922–26 также директор). Как пианист славился виртуозной техникой. Руководил музыкальным обществом в Лодзи (1899–1902), филармонией (1910–12) и «Театром Вельки» в Варшаве (1915–16).
Музыка Мельцер-Щавиньского — связующее звено между творчеством композиторов традиционного направления (В. Желеньский, З. Носковский) и представителей «Молодой Польши», в т. ч. К. Шимановского. В операх ощутимо влияние творчества Р. Вагнера («Мария», 1904, Варшава; «Протесилей и Лаодамия», 1925, Париж). Мельцер-Щавиньскому принадлежат также фортепианные миниатюры (в стиле поздних романтиков) и виртуозные фортепианные парафразы, главным образом на темы популярных песен С. Монюшко (в т. ч. на сл. И. В. Гёте). Среди других сочинений — симфония (1900), 2 концерта для фортепиано с оркестром (1895, 1898), баллада для солиста, хора и оркестра на сл. А. Мицкевича «Пани Твардовская» (1898), песни на слова польских поэтов.
Литература: Szоpski F., Henryk Melcer, «Muzyka», 1926, No 1; Opienski H., Henryk Melcer, «Przeglad Muzyczny», 1928, No 5; Reiss J., Statkowski, Melcer, Mlynarski, Stojowski, Warsz., 1949; Sierpinski J., Wspomnienie o Henryku Melcerze w 35-lecie Jego smierci, «RMz», 1963, t. 7, No 8.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.