В Венском Театре ан дер Вин (сцена Камерной оперы) показали раннюю оперу Моцарта
Созданная для мюнхенского карнавала в 1775 году, опера-буффа «Мнимая садовница» рассказывает о вреде ревности и о том, как весело оказаться в ночном парке и заняться там всё равно чем всё равно с кем. Нетрудно догадаться, что в исполнении молодого и задорного коллектива Камерной оперы венского Театра ан дер Вин всё это превращается в дикую групповую оргию прямо на рабочем месте. А рабочим местом у всех участников карнавального балагана является… правильно: телестудия!
Не секрет, что сегодня буквально в каждой новой постановке используется либо приём театра в театре, либо кино в кино, либо игрового шоу на телевидении, либо всё вместе в одном месте. Углубляться в этой связи в режиссёрскую концепцию спектакля Аники Рутковски просто страшно: и здесь действие оперы Моцарта «Мнимая садовница» превращено в съёмки разных телепрограмм – от развлекательно-спортивных до судебно-познавательных. Принципиально это решение никаких возражений не вызывает: либретто «Мнимой садовницы» по глупости ничем не уступает современным развлекательным телешоу, и человек, интересующийся культурологией и историей развлекательных жанров, найдёт в таком прочтении немало пищи для ума.
К тому же режиссёр идеально иллюстрирует бестолковость комедий положений, лежащих в основе оперы-буффа вообще и в основе оперы Моцарта в частности [1], и остроумно обыгрывает постановочные штампы современных телешоу и артистический хаос, творящийся на телевидении за кадром. Нам показывают узнаваемые образы знаменитой ярмарки тщеславия от Мэрилин Монро до персонажей фильмов Чарли Чаплина. Вообще в спектакле очень много безотказно работающих комических штампов, но прелесть этой постановки в другом.
Что в этом спектакле действительно любопытного и достойного посещения, так это фантастический технический уровень исполнителей. Конечно, неправильно было бы говорить, что этот уровень полностью удовлетворит эстетские потребности гурманов-меломанов, но если вспомнить, как в знаменитой свальной сцене-неразберихе исполнители ни разу не разошлись ни с оркестром «Ля Фолия» под управлением известного мастера аутентизма Клеменса Флика, ни друг с другом, то оценить музыкальную сторону можно как превосходную.
Карина Шмигер в роли Виоланты и переодетой Сандрины блестяще исполнила выходную арию «Geme la tortorella luni dalla Campagna…», Пол Швестер прекрасно выступил в партии ревнивого Подесты. Тенор Адриан Отард уверенно исполнил партию Бельфьоре, а сопрано Микаэлла Чиприани лихо изображала пышный нарциссизм Арминды [2] в лесбийской страсти к Рамиро, которого в женском виде искромётно исполняет меццо-сопрано Валери Эйкхофф. Русский баритон Антон Беляев с бархатистой глубиной своего роскошного тембра исполнил партию Нардо, а немецко-грузинская сопрано Элизабет Фрейхофф своим феерическим исполнением партии коварной горничной Серпетты едва не превратила весь спектакль в собственный бенефис (ярчайшая работа!).
Резюме: если вы терпеть не можете оперу, если вы считаете, что ранний Моцарт был недостаточно зрелым для вас композитором, а посещение камерных оперных залов – пустая трата времени на не-статусные мероприятия, срочно отправляйтесь на новый спектакль «Мнимая садовница» по опере Моцарта, который идёт в Камерной опере до 22 декабря: это именно то представление, которое перевернёт ваше мировосприятие.
Примечания:
1) На всякий случай автор приносит извинения тем читателям, для которых Моцарт не музыкант, создававший разные произведения (как хорошие, так и плохие), а идеализированный бренд, не допускающий трезвых оценок.
2) От её капризов досталось даже аккомпаниатору речитативов Джанни Фаббрини, в которого Арминда в припадке швыряет пюпитр.
Автор фото — Herwig Prammer
Сегодня фильмы в жанре аниме, зародившимся в Японии, пользуются большой популярностью. Смотреть онлайн аниме в хорошем качестве можно совершенно бесплатно и без регистрации.