«Превосходство Борна» Пола Гринграсса
В последнее время Мэтт Деймон не слишком часто появлялся на экране. С чем уж это было связано, не знаю, зато он побывал в Москве, постоял на площади перед Киевским вокзалом, когда снимался фильм «Превосходство Борна». Если, конечно, не виртуально. 2 сентября мы вновь ожидаем его приезда к нам, аккурат к премьере фильма британского режиссера Пола Гринграсса.
Бюджет картины составил 80 миллионов долларов. А кассовые сборы в Америке превысили 130 миллионов. Деймон уже появлялся в картине 2002 года «Идентификация Борна» в облике Джейсона Борна, наемного убийцы, страдающего амнезией, описанного в одноименной книге Роберта Ладлэма, ставшей бестселлером. И вот развитие все той же темы. Борн — своего рода Джеймс Бонд, супермен, дань моде на секретных агентов, которые буквально заполонили экран. Но если создателям Бондианы солидно приплачивают за раскрутку новейших моделей автомобилей и напитков, которые обкатывает и потребляет знаменитый агент 007, то российские автопроизводители вряд ли раскошелились. Тем не менее их детище пропиарили по полной программе. Желтое отечественное такси выдает в «Превосходстве Борна» такие виражи на московских дорогах, что «мерседесу» и не снились. Обшарпанная «Волга», вся во вмятинах, еле живая, крутится на забитых московских улицах с реактивной скоростью. За рулем — сам Борн, скрывающийся от погони. Русская мафия повязана с американскими спецслужбами. Ее щупальца добрались во все точки планеты. Вот и мы вслед за ней колесим по мировым просторам.
Русскому сердцу вдвойне приятен этот новый фильм, частично снимавшийся в России и отчасти о наших соотечественниках, хоть и не самых положительных. Борн, в прошлом секретный суперагент, кочующий по миру под разными именами и паспортами, в конце концов оказывается человеком по фамилии то ли Кипиляев, то ли что-то в этом духе. Удивительное дело, каждый раз в американских блокбастерах, где фигурируют русские, имена им непременно выдаются болгарские, сербские либо просто странноватые, вспомнить хоть недавний «Терминал» Спилберга, где наш Валерий Николаев значился русским, но Милодраговичем.
Среди фигурантов «Превосходства Борна» — некий русский бизнесмен то ли Гретков, то ли Петков. Есть, правда, и человек с фамилией Невский, которого в свое время отправит в мир иной Борн, а спустя годы убийца приедет в Москву, чтобы повиниться перед дочерью покойного в лице нашей Оксаны Акиньшиной. Собственно, это и есть его цель, и выглядит она в контексте безумной гонки довольно наивно и малоубедительно. Но, с другой стороны, сам факт выбора такого актера, как Деймон, на нетипичную для него роль дает некий шанс именно для такого исхода, когда месть как движущаяся сила сменяется раскаянием. Что же касается Невского, то его фото будет украшать один из газетных постеров в компании с Борисом Ельциным. И потом, когда бизнесмена убьют, на экране замелькают русскоязычные газеты с орфографическими ошибками, сообщающие о гибели.
Нельзя сказать, чтобы Москва выглядела на экране привлекательно. Это серый, довольно тусклый и унылый город. Пару раз мелькнут очертания собора Василия Блаженного. Иных примет, ставших фирменными символами нашей столицы, у Гринграсса нет. Неловкие сотрудники милиции сделают все возможное, чтобы операция по поимке особо опасного преступника в лице Борна прошла четко, но выглядит все это неуклюже. Да и экипировочка у наших плохонькая, особенно на фоне их американских коллег. Значительная часть фильма снималась в Берлине — городе действительно сером, что и составляет его особую привлекательность, но Берлин так красиво и стильно снят, в том числе и с высоты птичьего полета, что так и тянет туда. Не говоря уж о Гоа, Танжере и других экзотических уголках мира, по которым кочует Борн вначале со своей подругой (немецкая актриса Франка Потенте, знаменитая Лола из «Беги, Лола, беги», ей, как видно, на роду написано куда-то бежать), а потом, после ее нелепой гибели, один, скрываясь от прошлого и своих убийц.
Создатели фильма намеренно развивали именно так саму идею путешествия героя: от сочного, тропического к холодному, стальному, синему, а затем и к серому. Серый цвет — цвет Москвы, цитадели холодной войны. Интересно, что часть московских сцен снималась в восточном секторе Берлина, бывшем гэдээровском. У моих коллег возникли сомнения и на тот счет, а встречалась ли на съемочной площадке Оксана Акиньшина с Деймоном. Их краткая московская сцена производит странное впечатление. Деймон сидит спиной, когда появляется наша актриса. Он как тень. Возможно, что снимали их порознь, а потом организовали встречу — это уже дело техники.
Сделано все искусно, теперь даже с уверенностью и не скажешь, по московским ли улицам носилась наша «Волга», может быть, дело происходило где-нибудь в Потсдаме. И был ли вообще Деймон в Москве, стоял ли перед Киевским вокзалом? Или это чудеса техники и монтажа. Все возможно. Тем более известно, что панорамных съемок было немало по всему миру, а актеры не все эти точки объехали. Но многие трюки выполнял Деймон сам, стал заправским каскадером, который и в воде не тонет, и в огне не горит. Раны Борн заливал русской водкой прямо из бутылки, которую прихватил насильственным образом в одном из наших магазинов. Мчится в машине, спасаясь от погони, и по ходу дела, прямо за рулем, орошает окровавленное тело брызгами русской водки. Он также набирает ее в рот, а потом выпускает в физиономию подвернувшегося ему преследователя, и тот выпадает из игры. Многофункциональный напиток не столько сам по себе, сколько в воображении иностранцев. Водка — наше все, она нечто мифологизированное, фетиш.
Зритель довольно быстро разгадывает, кто же истинный преступник, не дающий покоя Борну, чтобы замести свои следы. Он — высокопоставленный человек в системе американских спецслужб. Развернувшаяся борьба охватывает разные страны и континенты. И управляет всем этим механизмом женщина из ЦРУ, Памела Лэнди, роль которой исполнила Джоан Аллен. Если уж красавица Моника Беллуччи в одной из недавних средненьких премьер — «Тайные агенты» — выступила в качестве суперагента, то другим дамам сам Бог велел. И женщины не подвели. Кстати, в «Тайных агентах» фигурировал русский бизнесмен Игорь Липовский. Наши, как водится, тоже не подкачали. А французская разведка проводила свои диверсионные операции опять-таки в Марокко, как в «Превосходстве Борна» — американская. Со стереотипами в киношпионской сети все в полном порядке.
Светлана Хохрякова