Александр Израилевич Рудин

Alexander Rudin

Сегодня виолончелист Александр Рудин является одним из безусловных лидеров российской исполнительской школы. Его артистический почерк отличает неповторимо-естественная и обаятельная манера игры, а неизмеримая глубина интерпретаций и тонкий вкус музыканта превращают каждое его выступление в изысканный шедевр. Перешагнув символичный полувековой рубеж, Александр Рудин обрел статус легендарного виртуоза, открывающего для тысяч слушателей неизвестные, но прекрасные страницы музыкального наследия мира. В юбилейном концерте в ноябре 2010 года, ставшем знаковым рубежом его творчества, маэстро поставил своеобразный рекорд — в один вечер он исполнил шесть Концертов для виолончели с оркестром, включая сочинения Гайдна, Дворжака и Шостаковича!

Творческое кредо виолончелиста зиждется на бережном и осмысленном отношении к музыкальному тексту: будь то произведение эпохи барокко или традиционный романтический репертуар, Александр Рудин стремится увидеть его непредвзятым оком. Снимая с музыки наносные слои вековой исполнительской традиции, маэстро стремится открыть произведение таким, каким оно было создано изначально, со всей свежестью и ничем не затуманенной искренностью авторского высказывания. Отсюда берет начало интерес музыканта к аутентичному исполнительству. Один из немногих российских солистов, Александр Рудин в своей концертной практике активирует весь арсенал существующих на данный момент исполнительских стилей (играет как в традиционном стиле сочинения романтиков, так и в аутентичной манере произведения эпохи барокко и классицизма), более того, чередует игру на современной виолончели с виолой-да-гамба. В том же направлении развивается его деятельность как пианиста и дирижера.

Александр Рудин принадлежит к редкому типу музыкантов-универсалов, не ограничивающих себя одной исполнительской ипостасью. Виолончелист, дирижер и пианист, исследователь старинных партитур и автор оркестровых редакций камерных произведений, Александр Рудин помимо своей сольной карьеры выступает как художественный руководитель Московского камерного оркестра «Musica viva» и ежегодного Международного музыкального фестиваля «Посвящение». Авторские циклы маэстро, реализованные в стенах Московской филармонии и Государственной Третьяковской галереи («Шедевры и премьеры», «Музыкальные собрания в доме Третьяковых», «Серебряная классика» и т.д.), были тепло встречены московской публикой. Во многих своих программах Александр Рудин выступает одновременно как солист и дирижер.

В качестве дирижера Александр Рудин осуществил в Москве ряд проектов, вошедших в число топ-событий московских сезонов. Под его руководством состоялись: российская премьера оперы В.А.Моцарта «Идоменей», редчайшее исполнение ораторий Гайдна «Времена года» и «Сотворение мира» и другие монументальные проекты, связанные с музыкой барокко и классицизма, в ноябре 2011 года будет представлена оратория «Торжествующая Юдифь» Вивальди. Маэстро оказал огромное влияние на творческую стратегию оркестра «Musica viva», унаследовавшего от своего шефа любовь к редкой музыке и владение многими исполнительскими стилями. Коллектив также обязан Александру Рудину идеей презентации исторического окружения великих композиторов, вошедшей в число приоритетов оркестра. Благодаря Александру Рудину впервые в нашей стране были исполнены многие партитуры старых мастеров (Давыдова, Козловского, Пашкевича, Алябьева, К.Ф.Э.Баха, Сальери, Плейеля, Дюссека и т.д.). По приглашению маэстро в Москве выступили легендарные мастера исторически-информированного исполнительства — культовые британские дирижеры Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон (последний планирует свой уже четвертый визит в Москву, и все три предыдущие были связаны с выступлением в программах оркестра «Musica viva»). Дирижерская работа маэстро предполагает не только руководство оркестром «Musica viva», но и сотрудничество с другими музыкальными коллективами: как приглашенный дирижер Александр Рудин выступает с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф.Светланова, симфоническими и камерными оркестрами Норвегии, Финляндии, Турции.

Огромное внимание Александр Рудин уделяет исполнению и современной музыки: с его участием состоялись мировые и российские премьеры сочинений В.Сильвестрова, В.Артёмова, А.Пярта, А.Головина. В области звукозаписи исполнителем выпущено несколько десятков компакт-дисков для лейблов Naxos, «Русский Сезон», «Olympia», «Hyperion», «Тudor», «Мелодия», «Fuga libera». Музыкант активно выступает не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и гастролирует в других городах России. Его международная карьера включает сольные ангажементы во многих странах мира и гастрольные туры с оркестром «Musica viva».

Народный артист России, лауреат Государственной премии и Премии Мэрии города Москвы, Александр Рудин является профессором Московской консерватории. Выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных по специальности «виолончель» и «фортепиано» (1983) и Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по специальности «дирижер симфонического оркестра» (1989), лауреат нескольких международных конкурсов.

«Великолепный музыкант, один из самых авторитетных мастеров и виртуозов, редчайшего класса ансамблист и умный дирижер, знаток инструментальных стилей и композиторских эпох, он никогда не слыл ни разрушителем основ, ни атлантом-охранителем на пафосных котурнах... Тем временем именно Александр Рудин для огромного количества его сверстников и более молодых музыкантов нечто вроде талисмана, залог возможности здравых и честных отношений с искусством и партнерами. Возможности любить свое дело, не теряя с годами ни критической способности, ни исполнительского мастерства, ни профессионализма, ни живости, ни искренности» («Время новостей», 24.11.2010).

«Ему всегда удается сочетать абсолютную классичность, ясность и одухотворенность интерпретаций с актуальным исполнительским подходом. Но при этом его интерпретации всегда выдержаны в исторически корректном тоне. Рудин умеет улавливать те вибрации, которые связывают, а не разъединяют, словно следуя постулату Августина Блаженного, считавшего, что нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее. Именно поэтому он не режет историю музыки на части, не специализируется на эпохах. Он играет все» («Российская газета», 25.11.2010).

«Alexander Rudin is a most impressive advocate for the enduring qualities of these three deeply moving works. Rudin offers the most refined and eloquent reading of the Concerto since Rostropovich’s early classic from 1956 (EMI), with more control than Mischa Maisky’s rather self-indulgent take on the piece (DG) but much greater warmth than Truls Mørk shows in his somewhat noncommittal account for Virgin» (BBC Music Magazine, CD «Myaskovsky Cello Sonatas, Cello Concerto»)

Информация предоставлена пресс-службой оркестра «Musica Viva»

реклама

вам может быть интересно

Публикации

«Фиделио» в КЗЧ (operanews.ru) 23.03.2015 в 21:35
Назад в будущее 30.10.2014 в 14:28
Явление Клеопатры (operanews.ru) 19.05.2014 в 14:32
«Опера Априори: Юлия Лежнева» (operanews.ru) 23.02.2014 в 15:32

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

25.11.1960

Профессия

дирижёр, инструменталист

Страна

Россия, СССР

просмотры: 7424
добавлено: 14.02.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть