Стефани д’Устрак выступила на фестивале «Опера априори»

Мария Жилкина, 30.03.2018 в 13:13

Фото: Ира Полярная / Опера Априори

В Москве продолжается ежегодный вокальный фестиваль «Опера априори». Вторым мероприятием нынешнего года стал концерт французской певицы Стефани д’Устрак 17 марта 2018 года. В сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина прозвучала программа произведений французского барокко.

Стефани д’Устрак — личность легендарная, внучатая племянница Франсиса Пуленка и правнучатая племянница Жака де Лапреля, ученица Уильяма Кристи, партнерша по сцене многих музыкальных знаменитостей. На фестивале «Опера априори» с оркестром Рудина Musica Viva она выступает второй раз, первый раз в мае 2014 года она привозила программу произведений Гектора Берлиоза. Тогда на сцене Большого зала консерватории московскому слушателю был представлен редкий для Москвы материал – кантату «La Mort de Cléopâtre» («Смерть Клеопатры») и песенный цикл «Les nuits d’été» («Летние ночи»). Однако, д’Устрак все-таки наиболее известна в своем исходном амплуа барочной певицы, поэтому программа французского барокко была заведомо интересна. В нынешнем концерте были исполнены произведения Люлли, Шарпантье, Кампра, Рамо и Глюка.

Живой голос д’Устрак превосходит звучание в записи, хотя и в записи он весьма хорош. Это настоящее, природное меццо, пусть и легкое, не контральтовой природы, с достаточно приглушенными низами, но довольно плотное, наполненное. При этом певица щедро одарена полетностью звука, голос слышимый, с отчетливой дикцией. Верхняя часть голоса более привлекательна на летящем вдаль меццо-форте, а попытки смягчить верхушки на пианиссимо имеют оттенок некоторого усилия, но в целом, придирки излишни – одаренная и мастеровитая певица не оставляет шанса для критиков. Причем мастерство ее иного рода, нежели обычно ожидаемое от барочных вокалистов, бравирующих виртуозностью на грани циркового искусства и не владеющих ничем сверх того. Во французском барокко требуется техника иного рода – с декламационной выразительностью, точностью нюанса, длинным дыханием и сверхконцентрацией на звуке, и д’Устрак владеет ею как никто.

Приходится констатировать, что в этом смысле величин, сопоставимых по уровню исполнительской культуры и качеству тончайшей музыкальной интерпретации, на нашей отечественной сцене сегодня нет. Можно вспомнить только из советских времен Зару Долуханову, столетие со дня рождения которой отмечалось как раз в эти же дни. Да и у европейских исполнителей частенько за интеллектуальность и культуру пытаются выдать вокальные ограничения певца, связанные с недостатком данных и базовой школы. Стефани д’Устрак – совсем не тот случай, голос ее достаточно богат, но без выпячивания и самолюбования красотами.

Нет и другой крайности, когда, независимо от голосового багажа, певец применяет усиленное актерствование, ложно понимаемую выразительность. Вокальное мастерство д’Устрак сосуществует с актерским абсолютно гармонично, одно не прячется за другое, всего ровно столько, сколько нужно, и не каплей больше. Артистка выглядит и держится на сцене с исключительным достоинством, по-королевски, без тени вульгарности носит золотой шлейф. И конечно, неординарные внешние данные помогают ей строить образы царственных роковых красавиц.

Несколько слов о программе, поскольку она немного отличалась от заявленной в анонсах фестиваля. Начали концерт с произведений Жана-Филиппа Рамо: прозвучали оркестровые номера из сюиты из оперы «Кастор и Поллукс», затем Стефани д’Устрак исполнила арию Телаиры из той же оперы и арию Федры из оперы «Ипполит и Арисия». Дальше Александр Рудин взял аутентичный смычок и просолировал на виолончели пассакалию из сонаты Марка-Антуана Шарпантье. Завершили первое отделение две арии Медеи из оперы Шарпантье «Медея».

Второе отделение, как и планировалось, открыли произведения Жана-Батиста Люлли, особенно понравилось исполнение инструментальной сюиты из оперы «Мещанин во дворянстве» — с четким штрихом струнных, с почти декламационной, как в человеческом голосе, фразировкой и общим точным попаданием в стилистику. И в довершение картины Рудин, в лучших традициях Курентзиса, взял в руки бубен, и обошел с ним оркестр, как мудрый шаман.

Следующим автором был нечасто исполняемый у нас Андре Кампра — Стефани д’Устрак спела арию Эрминии из его оперы «Танкред». Потом снова вернулись к Рамо – прозвучала ария Аржи из оперы «Палладины», инструментальная «Концертная пьеса» с солирующим клавесином (великолепный Федор Строганов) и ария Армиды из одноименной оперы.

Публика, конечно, не отпустила героев вечера без бисов. На бис обычно ждут популярный номер, и ожидания оправдались – прозвучала знаменитая Ария Орфея «Потерял я Евридику» Кристофа Виллибальда Глюка. Но то ли из-за атмосферы в зале, сформированной совсем непривычными для русской сцены номерами концерта, то ли благодаря тщательности подхода к аутентичной интерпретации у Стефани д’Устрак и Александра Рудина заезженный шлягер прозвучал совершенно свежо и ново. И в качестве второго биса была еще раз повторена ария Медеи «Quel prix de mon amour» Шарпантье из первого отделения.

Отметим превосходный вкус, смелость и последовательность организаторов фестиваля «Опера априори», угощающих москвичей изысканными музыкальными программами. Впереди еще два неординарных концерта, будем надеяться, они окажутся столь же неординарными и запоминающимися.

Фото: Ира Полярная / Опера Априори

В интернете всегда можно бесплатно скачать музыку в формате mp3. На сайте http://salyanka.ru вы найдете большой выбор музыкальных новинок 2018 года: от русского рэпа до шансона и рока.

реклама

вам может быть интересно

Шоколадная жеребьевка Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Александр Рудин, Стефани д’ Устрак

Коллективы

Musica Viva

просмотры: 1357



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть