«Stabat Mater» Вивальди и Гайдна

Игорь Корябин, 27.03.2010 в 15:31

Римско-католический кафедральный собор Москвы

24 марта, в канун Страстной недели и Пасхи, благотворительный фонд «Искусство добра» («De Boni Arte») представил в Римско-католическом кафедральном соборе Москвы неординарную для столичных меломанов концертную программу из произведений, которые далеко не часто услышишь даже в столице. В ней встретились представители разных музыкально-исполнительских поколений – признанный мастер камерно-аутентичного исполнительства Александр Рудин, вставший за дирижерский пульт возглавляемого им Московского камерного оркестра «Musica Viva», и молодой органист Константин Волостнов, лауреат международных конкурсов в Москве, Германии, Чехии и Сент-Олбансе (Великобритания). Последняя победа в Сент-Олбансе стала для артиста поистине триумфальной: в стране с великими традициями органного исполнительства русский музыкант стал обладателем сразу четырех (!) наград: Первой премии, Баховского приза, Приза публики и Приза за лучшее исполнение «Sacrificium» Дж. Каскена, а также получил ангажементы на выступления на пяти (!) знаменитых органах Европы: в Гаарлеме (Голландия), Шартре (Франция), Сент-Олбансе, Кембридже и Лондоне.

Кроме оркестра «Musica Viva», Александра Рудина и Константина Волостнова, в московском концерте приняли участие хор «Musica Viva» (хормейстер – Евгений Волков), а также четверка замечательных, поистине первоклассных певцов. Имена солисток Большого театра России Анны Аглатовой (сопрано) и Светланы Шиловой (меццо-сопрано) хорошо известны московским меломанам. Напротив, молодые певцы Павел Колгатин (тенор), участник Молодежной программы Большого театра, и Максим Кузьмин-Караваев (бас), солист театра «Новая Опера», только начинают свое восхождение на музыкальный Олимп, с каждым разом заявляя о себе всё увереннее и увереннее. Не стал исключением и нынешний концерт.

Открыла программу симфония к кантате И. С. Баха № 146 («Wir muessen durch viel Truebsal»), исполненная органом в сопровождении оркестра. Антонио Вивальди написал «Stabat Mater» для контральто, струнных и basso continuo (RV 621) в 1712 году по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, городе предков Вивальди по отцовской линии. Естественно, что в раннебарочный период истории музыки единственная вокальная партия этого сочинения могла быть поручена композитором только певцу-кастрату (надо полагать, скорее всего, кастрату-контральто). В наше время в этом 9-частном опусе звучит, как правило, низкий женский голос, но иногда и контратенора включают его в свой репертуар. В обсуждаемом исполнении низкое, богатое грудными обертонами меццо-сопрано Светланы Шиловой доставило истинное наслаждение: под сводами храма ее голос разливался торжественно-скорбно и просветленно-величественно, уверенно справляясь с виртуозным вокальным материалом и адекватно воплощая его первозданную музыкальную стилистику.

Йозеф Гайдн сочинил свою «Stabat Mater» для четырех солистов, хора, оркестра и органа (Hob. XXbis) в 1767 году, когда музыкально-барочный XVIII век с лихвой уже перевалил через свою середину. Ряд фактов биографии композитора свидетельствует, что заказ на этот опус поступил от Ордена «Милосердных отцов» Эйзенштадского монастыря. Жанр своего произведения – первого сочинения крупной ораториально-хоровой формы, ставшего приношением Матери Иисуса Христа – Гайдн определил как «гимн». Безусловно, он впечатляет своей значительностью и музыкальными достоинствами, но внешне явно лишен довлеющей монументальности. Количество сольных и ансамблевых номеров (арий, дуэтов, квартетов) 14-частного цикла превалирует над хоровыми: хор выступает лишь в качестве маркера драматургически важных пунктов, определяющих границы больших разделов. Интимная камерность, искренняя доверительность и нескончаемая напевность музыки стали своего рода новаторством для того времени, стали тем сокровенно человеческим, что привнес Гайдн в художественные традиции канонической духовной музыки. Для того времени скромен был и состав оркестра: струнные дополнены органом, двумя гобоями и фаготом. Но именно это произведение вызвало восторженный отклик Иоганна Адольфа Хассе, всесильного композитора той эпохи, – и он содействовал организации первого исполнения «Stabat Mater» в Вене.

Восторженный отклик публики вызвало и нынешнее исполнение «Stabat Mater» Гайдна в Римско-католическом кафедральном соборе Москвы. Его потрясающая акустика просто завораживала, нахождение в ней под сводами храма создавало иллюзию обволакивающе мягкого «небесного» звучания. Если закрыть глаза и только слушать музыку, то можно было поймать себя на ощущении, что вокальные и хоровые партии словно лились сверху, оттуда, где находится сам орган, хотя и оркестр, и хор, и солисты, и органный пульт были расположены внизу, перед алтарной частью собора. Хочется отметить высочайший профессионализм и подлинно одухотворенное погружение в музыкальный материал, с которым оркестранты, хористы, солисты-певцы, органист и дирижер исполняли свои партии, выстраивая сложную, необычайно красивую и удивительно чувственную полифонию разноплановых звучностей, которые на уровне человеческого подсознательного вызывали настоящий катарсис слушательского восприятия. Хочется надеяться, что опыт первого плодотворного сотрудничества оркестра и хора «Musica Viva» с фондом «Искусство добра» и Римско-католическим кафедральным собором Москвы будет развиваться и впредь, а значит, подарит слушателям незабываемые мгновенья приобщения и ко многим другим великим страницам западноевропейской духовной музыки.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Александр Рудин

Коллективы

Musica Viva

Словарные статьи

stabat mater, стабат матер

просмотры: 4885



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть