Надежда Ивановна Забела-Врубель

Дата рождения
01.04.1868
Дата смерти
04.07.1913
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Россия
Надежда Ивановна Забела-Врубель / Nadezhda Zabela-Vrubel

Забела (по мужу — Врубель) Надежда Ивановна (20 III (1 IV) 1868, Каунас — 21 VI (4 VII) 1913, Петербург) — русская певица (лирико-колоратурное сопрано).

В 1891 окончила Петербургскую консерваторию, пению обучалась у Н. А. Ирецкой и О. О. Палечека. Впервые выступила в спектакле студентов консерватории в 1891, исполнив партию Леоноры в опере «Фиделио». Совершенствовалась у М. Маркези в Париже, где выступала в концертах с А. Г. Рубинштейном. По возвращении работала в оперных театрах — в Киеве (в труппе И. Я. Сетова), Тбилиси, Харькове. Сезон 1895–96 пела в Петербургской частной опере С. П. Соколова, где с успехом исполнила партию Гретель в опере «Гензель и Гретель» Хумпердинка (первая постановка на русской сцене).

Расцвет творческой деятельности Забелы связан с её выступлениями на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова (1897–1902). Здесь Забела создала глубоко поэтические, волнующие музыкально-сценические образы во многих русских и зарубежных операх. Особенно близки ей были героини опер Н. А. Римского-Корсакова: Ольга («Псковитянка»), Панночка («Майская ночь»), Снегурочка, Волхова. С самим композитором, высоко ценившим дарование Забелы, певицу связывала долгая творческая дружба. Забела была первой исполнительницей партий Веры («Боярыня Вера Шелога»), Марфы («Царская невеста»), Царевны-Лебедь; царевны Ненаглядной Красы («Кащей бессмертный»), написанных композитором в расчёте на её голос и яркую артистическую индивидуальность.

В 1904–11 работала в труппе Мариинского театра, но выступала в спектаклях редко (из-за болезни мужа, художника М. А. Врубеля, и смерти сына). Последние несколько лет жизни выступала в концертах. Исполняла произведения русских композиторов, в основном Римского-Корсакова, который посвятил ей романсы «Ещё я полн, о друг мой милый» и «Нимфа».

Голос Забелы отличался красивым серебристым тембром, лирической мягкостью, эмоциональной насыщенностью. Артистка обладала безупречным чувством стиля, исключительной музыкальностью, тонким вкусом. Среди партий: Антонида; Горислава («Руслан и Людмила»), Иоланта, Татьяна; Мария («Мазепа»), Маша («Дубровский»), Тамара, Мими; Недда («Паяцы»), Маргарита; Джульетта («Ромео и Джульетта»), Эльза («Лоэнгрин»), Елизавета («Тангейзер»), Дездемона, Виолетта, Микаэла и др.

Литература: Ф(индейзен) Ник., Современные артисты. Н. И. Забела,«РМГ», 1900, No 4; Римский-Корсаков А. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. IV, М., 1937, с. 117–23, 153–70; Копосова-Держановская В. В., Замечательная русская певица, «СМ», 1948, No 4; Янковский М., Н. И. Забела-Врубель, М., 1953; Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955; Барсова Л. Г. Н. И. За­бе­ла-Вру­бель глазами современников. Л., 1982; Карасев П. Римский-Корсаков, Врубель и Забела-Врубель // Н. А. Римский-Корсаков / Ред.-сост. А. И. Кандинский. М., 2000.

Л. Г. Григорьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Врубель М. А. Портрет Надежды Забелы-Врубель

Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 20 марта (1 апреля) 1868 года в семье старинного малороссийского рода. Ее отец, Иван Петрович, государственный служащий, интересовался живописью, музыкой и способствовал разностороннему воспитанию своих дочерей — Екатерины и Надежды. С десяти лет Надежда училась в Киевском институте благородных девиц, который окончила в 1883 году с большой серебряной медалью.

С 1885 по 1891 год Надежда учится в Петербургской консерватории, в классе профессора Н. А. Ирецкой. «Для искусства нужна голова», — говорила Наталия Александровна. Для решения вопроса о приеме она обязательно прослушивала кандидаток у себя дома, подробнее знакомилась с ними.

Вот что пишет Л. Г. Барсова: «Вся палитра красок строилась на безукоризненном вокале: чистый тон как бы бесконечно и беспрерывно течет и развивается. Формирование тона не сковывало артикуляцию рта: „Согласные поют, не запирают, а поют!“ — подсказывала Ирецкая. Самым большим недостатком она считала фальшивую интонацию, а форсированное пение рассматривалось как величайшее бедствие — следствие неблагополучного дыхания. Вполне современными были следующие требования Ирецкой: „Надо уметь держать дыхание, пока вы поете фразу, — легко вдохните, подержите диафрагму, пока поете фразу, чувствуйте состояние пения“. Уроки Ирецкой Забела усвоила идеально…»

Уже участие в студенческом спектакле «Фиделио» Бетховена 9 февраля 1891 года обратило внимание специалистов на молодую певицу, исполнившую партию Леоноры. Рецензенты отметили «хорошую школу и музыкальное понимание», «сильный и хорошо поставленный голос», при этом указывали на недостаток «в умении держаться на сцене».

После окончания консерватории Надежда по приглашению А. Г. Рубинштейна совершает концертную поездку по Германии. Затем она отправляется в Париж — совершенствоваться у М. Маркези.

Сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И. Я. Сетова. В Киеве она исполняет партии Недды («Паяцы» Леонкавалло), Елизаветы («Тангейзер» Вагнера), Микаэлы («Кармен» Бизе), Миньон («Миньон» Тома), Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки), Кризы («Нерон» Рубинштейна).

Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики».

После Киева Забела выступает в Тифлисе, где в ее репертуаре появляются партии Джильды («Риголетто» Верди), Виолетты («Травиата» Верди), Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно), Инеи («Африканка» Мейербера), Тамары («Демон» Рубинштейна), Марии («Мазепа» Чайковского), Лизы («Пиковая дама» Чайковского).

В 1896 году Забела выступала в Петербурге, в Панаевском театре. На одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» произошла встреча Надежды Ивановны с будущим мужем. Вот как об этом рассказала она сама: «Я была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“ — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“».

После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни».

28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Мих[аиле Александровиче] я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».

Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Впервые пела ее в Киеве, в Тифлисе выбрала эту партию для своего бенефиса, а в Харькове — для дебюта. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра 18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью, костюмом, манерой держаться… Уже репетиции „Онегина“ сказали об удельном весе Татьяны — Забелы. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Спектакль „Онегин“ прошел прекрасно». Талант ее расцвел в Мамонтовском театре, куда она была приглашена Саввой Ивановичем осенью 1897 года вместе с мужем. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова.

Впервые певицу Римский-Корсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной партии, — рассказывала Забела. — Однако опасения оказались преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем Андреевичем и получила от него полное одобрение».

Образ Волховы отвечал индивидуальности артистки. Оссовский писал: «Когда она поет, чудится — перед вашими глазами колыхаются и проносятся бесплотные видения, кроткие и… почти неуловимые… Когда приходится им испытывать горе, это не горе, а глубокий вздох, без ропота и надежд».

Сам Римский-Корсаков после «Садко» пишет артистке: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую Царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении…»

Вскоре Забелу-Врубель стали называть «корсаковской певицей». Она стала главным действующим лицом в постановке таких шедевров Римского-Корсакова, как «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».

Римский-Корсаков не скрывал своего отношения к певице. По поводу «Псковитянки» он говорил: «Я вообще считаю Ольгу лучшей ролью у вас, хотя бы даже и не был подкуплен присутствием на сцене самого Шаляпина». За партию Снегурочки Забела-Врубель тоже удостоилась высочайшей оценки автора: «Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал».

Некоторые свои романсы и оперные партии Римский-Корсаков сразу писал в расчете на артистические возможности Забелы-Врубель. Здесь надо назвать и Веру («Боярыня Вера Шелога»), и Царевну-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), и царевну Ненаглядную Красу («Кощей Бессмертный»), и, конечно, Марфу, в «Царской невесте».

22 октября 1899 года состоялась премьера «Царской невесты». В этой партии проявились лучшие черты дарования Забелы-Врубель. Недаром современники называли ее певицей женской души, женской тихой грезы, любви и грусти. И при этом кристальная чистота звуковедения, хрустальная прозрачность тембра, особая нежность кантилены.

Критик И. Липаев писал: «Г-жа Забела оказалась прекрасной Марфой, полной кротких движений, голубиного смирения, а в ее голосе, теплом, выразительном, не стесняющемся высотой партии, все пленяло музыкальностью и красотой… Забела бесподобна в сценах с Дуняшей, с Лыковым, где все у нее любовь и надежда на розовое будущее, и еще более хороша в последнем акте, когда уже зелье отравило бедняжку и весть о казни Лыкова сводит ее с ума. И вообще Марфа в лице Забелы нашла редкую артистку».

Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию [Марфы]. Этот номер требует довольно исключительных голосовых средств, и едва ли у многих певиц найдется в самом высоком регистре такое прелестное мецца воче, каким щеголяет Забела. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Сцена и ария сумасшедшей Марфы была исполнена Забелой необыкновенно трогательно и поэтично, с большим чувством меры». Столь же высокую оценку пению и игре Забелы дал и Энгель: «Очень хороша была Марфа [Забела], сколько теплоты и трогательности было в ее голосе и в сценическом исполнении! Вообще, новая роль почти целиком удалась артистке; чуть ли не всю партию она проводит в каком-то мецца воче, даже на высоких нотах, что придает Марфе тот ореол кротости, смирения и покорности судьбе, который, думается, рисовался в воображении поэта».

Большое впечатление Забела-Врубель в роли Марфы произвела на О. Л. Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз „Царскую невесту“. Какая дивная, тонкая, изящная музыка! И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Я так хорошо плакала в последнем акте — растрогала она меня. Она удивительно просто ведет сцену сумасшествия, голос у нее чистый, высокий, мягкий, ни одной крикливой ноты, так и баюкает. Весь образ Марфы полон такой нежности, лиризма, чистоты — просто из головы у меня не выходит».

Разумеется, оперный репертуар Забелы не ограничивался музыкой автора «Царской невесты». Она была отличной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной опере Чайковского, ей удавался даже образ Мими в «Богеме» Пуччини. И все же наибольший отклик вызывали в ее душе русские женщины Римского-Корсакова. Характерно, что и его романсы составляли основу камерного репертуара Забелы-Врубель.

В самой горестной судьбе певицы было что-то от героинь Римского-Корсакова. Летом 1901 года у Надежды Ивановны родился сын — Саввочка. Но уже через два года он заболел и умер. К тому добавилась и душевная болезнь мужа. Врубель умер в апреле 1910 года. Да и сама ее творческая карьера, во всяком случае театральная, была несправедливо короткой. После пяти лет блистательных выступлений на сцене Московской частной оперы, с 1904 по 1911 год Забела-Врубель служит в Мариинском театре.

Мариинский театр имел более высокий профессиональный уровень, но в нем отсутствовала атмосфера праздника, влюбленности, которая царила в театре Мамонтова. М. Ф. Гнесин писал с огорчением: «Когда я однажды попал в театр на „Садко“ с ее участием, я не мог не огорчиться какой-то ее незаметностью в спектакле. Внешний облик ее, да и пение были для меня обаятельны по-прежнему, и все же это была по сравнению с прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только напоминающая картину, написанную масляными красками. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем».

На императорской сцене ей так и не довелось исполнить партию Февронии в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». А современники утверждают, что на концертной эстраде эта партия звучала у нее великолепно.

Но камерные вечера Забелы-Врубель продолжали привлекать внимание истинных ценителей. Последний ее концерт состоялся в июне 1913 года, а 4 июля 1913 года Надежды Ивановны не стало.

Д. К. Самин


Надежда Ивановна Забела-Врубель

Царевна оперы

У Нади Забелы был голос неземной красоты и такая светлая душа, что казалось, жизнь её будет чудесным восхождением к вершинам гармонии и совершенства. Но судьба готовила ей иной жребий… «Вообще неимоверно тяжело жить на свете, и я часто думаю, что у меня скоро не хватит энергии петь и бороться за существование», — напишет она в письме Н. А. Римскому-Корсакову в декабре 1902 года…

Она родилась в городке Ковно, нынешнем Каунасе, 20 марта 1868 года. Старинный род, к которому принадлежал Надин отец, начальник казённой палаты, прославил в XIX веке поэт-самородок Виктор Забела. А родная сестра отца Анна стала женой художника Николая Ге, и украинский хутор Плиски, где обитало семейство живописца, стал настоящим храмом искусства.

Надя и ее старшая сестра Катя часто бывали в Плисках, и их восторженные, восприимчивые натуры радостно впитывали в себя необычный уклад. Музыкально одарённая Надя с детства мечтала петь, и киевский институт благородных девиц, который она закончила с золотой медалью, ещё более укрепил её желание. Девушка грезит о столичной консерватории. В Петербурге судьба улыбается ей в лице Натальи Ирецкой — тонкого вокального педагога, сразу оценившей идеально чистый голос юной соискательницы.

Знаменательным станет уже первое выступление в оперном спектакле. Исполнение партии Натальи в консерваторской постановке «Опричника» П. И. Чайковского привлечёт к студентке внимание самого композитора. Этот декабрьский день 1888 года принесёт ей большую радость и утвердит в правильности избранного пути.

13 января 1891 года Надежда Забела дебютировала на сцене Панаевского театра в партии Леоноры в опере Бетховена «Фиделио». Петербургская критика отнеслась к ней очень благожелательно. «Биржевые ведомости» писали: «Конечно, молодой артистке придётся ещё много поработать и усовершенствовать себя, так как в пении и игре её ещё есть недочёты, особенно в умении держаться на сцене… Но и теперь уже молодая артистка выказывает горячность исполнения и чувство…»

Турне с Антоном Рубинштейном по городам Германии, уроки в Париже у знаменитой Марии Маркези, работа в Киевской и Тифлисской опере, которыми будут заполнены последующие годы, принесут опыт и хорошую прессу. Но… традиционный лирико-колоратурный репертуар, развивая голос, не трогал души.

В 1895 году Забела поступила в труппу Московской частной оперы. На гастролях в Петербурге театр представил на суд публики оперу-сказку «Гензель и Гретель» композитора Гумпердинка. И в простенькой роли певица буквально околдовала зал. Впечатление было столь сильным и необычным, что и спустя пять лет критик русской музыкальной газеты переживал увиденное свежо и зримо: «Занавес поднялся, и на сцене действительно — славная детская парочка, совсем как у стариков Гримм!… Какая милая плутовка эта Гретхен; как она славно поёт свою песенку! Но ещё, пожалуй, лучше она в лесу, её песенка, её молитва с Гансом… страх перед ночными недругами — страшилищами детского вымысла; потом её заботы о братишке, хлопоты с колдуньей… Она ещё совсем ребёнок, маленький, худенький, со смелыми смеющимися глазками, а голосок… пожалуй, старики Гриммы заслушались бы…». Русская сцена обрела певицу с редкостным ощущением сказки, равной которой уже не будет никогда.

Петербургские гастроли подарили Забеле встречу с Михаилом Врубелем. «На одной из репетиций, ещё первоначальных утренних, я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос»… Так чувствителен к звуку голоса М. А. был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно; но звук голоса ему понравился». Ее дивные глаза, пленительная женственность дополнили впечатление. Врубель обрёл свою «музу», он окружил молодую певицу заботой, восхищением… 28 июля 1896 года в Женеве они сочетались законным браком. Счастье стало зримым и казалось бесконечным.

С осени 1897 года Михаил Врубель и Надежда Забела работают в Московской частной опере. Мамонтовский театр с его смелыми экспериментами, непрекращающимися творческими поисками станет сценой, где наиболее полно раскроется дарование певицы. Эти годы принесут ей встречу с оперным гением Римского-Корсакова и огромное счастье истинного служения искусству. Римский-Корсаков впервые услышит её 26 декабря 1897 года в своей опере «Садко» (партия Волховы). Он увидит певицу будто бы шагнувшую из недр его партитуры, из причудливых сказочных фантазий, материализовавшуюся плоть своей музыки. Их сотрудничество — удивительная страница в истории русской музыки. «Лучше Вас никто моих сопрановых партий не пел и не споёт», — напишет композитор в письме 1899 года. Специально для Забелы им будут написаны партии Марфы в «Царской невесте», Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане» и Царевны Ненаглядной Красы в «Кащее Бессмертном».

Её исполнительское мастерство достигает небывалого расцвета. Радость творчества дополняет гармония семейной жизни. 4 сентября 1901 года Надежда Ивановна становится матерью, в жизнь семьи входит крошечное бесконечно любимое создание — сын Савва. В ноябре она вновь поёт на сцене, много работает и Врубель. Но в жизни незримо наметился новый поворот…

В первые месяцы 1902 становится очевидным тяжёлое душевное заболевание художника и необходимость помещения его в психиатрическую больницу. Забела тяжело переживает страдания горячо любимого человека. А летом умирает ее отец и тяжело заболевает мать. В период борьбы за выживание вступает частная опера. Но самое страшное обрушивается на певицу весной 1903 года: «Очень тяжело писать о тяжком горе, постигшем меня, но почему-то не хочется, чтобы Вы узнали о нём стороной, — пишет она в письме Римскому-Корсакову, — 3-го мая скончался мой сын Саввочка в Киеве, куда мы приехали, чтобы, переночевав, ехать в имение фон Мекка и там проводить лето. Саввочка дорогой заболел и в 5 дней в Киеве скончался… Я чувствую себя страшно несчастной, помимо страшного сожаления о том, что его нет, что он не будет жить, что разбиты все надежды, которые на него возлагались, ещё чувствуешь какое-то ужасное раскаяние, как будто виновна в его смерти. Вообще ужасно и, право, я не знаю, как жить, за что зацепиться…»

Тем временем состояние Врубеля ухудшается, а с банкротством Мамонтова и последовавшим закрытием частной оперы Надежда Ивановна оказывается без средств к существованию. Дебют в Большом театре ничего не дает, не ко двору она и в Мариинском. Лишь помощь Ирецкой, использовавшей свои придворные связи, помогла Забеле оказаться на сцене казённой оперы. Театр принял ее более чем недружелюбно — в Мариинском не было недостатка в своих певицах, а директор императорских театров Теляковский, вынужденный «насильно» принять артистку в труппу, настойчиво подчеркивал, что взята она лишь как жена знаменитого художника Врубеля.

Врубеля не стало 1 апреля 1910 года, в 1911 году певицу уволили из Мариинского театра, на сцену которого она и без того выходила крайне редко. Единственной отрадой последних лет стали выступления в концертах и память о дорогих людях.

«Царевна русской оперной сцены» умерла в Петербурге июньской ночью 1913 года. Ей было 45 лет.

«Много горя перенесла ее тонкая, прекрасная хрупкая душа, — писала Анна Врубель в письме Михаилу Гнесину, — но пока она чувствовала себя жрицей у очага искусства, находились силы и мужество; когда же пришлось отойти, быть устранённой от этого очага, сил больше не стало…»

Светлана Рухля

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Пьер Роде Композиторы
Жак Тибо Инструменталисты
Уильям Кристи Дирижёры
Ганс Эйслер Композиторы
Александр Бузлов Инструменталисты

Реклама