Портрет маэстро Гайдна

В Москве проходит IX Международный фестиваль камерной музыки

21.03.2008 в 15:13

Весенний фестиваль во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи, созданный известным виолончелистом и дирижером Александром Рудиным, открыл свой девятый сезон.

Каждый год под девизом "Посвящение" во Врубелевском зале объединяются музыканты из разных стран для воплощения оригинальных репертуарных и исполнительских идей. На этот раз эксклюзивный поворот "Посвящению" придаст великий венский классик Франц Йозеф Гайдн.

Само сопоставление ясного гения классической музыки Йозефа Гайдна с беспокойными мирами "безумного гения" модерна Михаила Врубеля кажется парадоксальным. Но оригинальность фестивальной программы заключается, конечно, не в естественном контрасте декоративной среды Врубелевского зала с его Демонами и надмирным, печальным панно "Принцесса Греза" - с лучезарными творениями далекого венца. Наоборот, суть состоит именно в том, что главный герой - Гайдн - предстанет на фестивале в своем самом естественном классическом окружении - композиторов-современников, коллег, создавших "золотой век" Вены: Моцарта, Бетховена и нечасто исполняемых в наше время Сальери, Вагензайля, Диттерсдорфа и других.

Не секрет, что Рудин, составляя программы, ориентируется не на привычный топ композиторов. В его концертах рядом с Гайдном или Моцартом звучат их забытые современники, также создававшие когда-то феномен венской классики. И обнаруженные в архивах сочинения восстанавливают музыкальную картину времени, где композитор Вагензайль был авторитетом для юного Моцарта, Гайдн - критиком Бетховена, а слава Диттерсдорфа не уступала признанным сегодня гениям Вены.

Нынешний фестиваль "Посвящение" во Врубелевском зале получил живописно-музыкальное название "Портрет Гайдна на фоне Вены", и, открывая его, Александр Рудин подчеркнул: "Искусство классицизма и в музыке, и в живописи очень сбалансированно и красиво. Но сделать так, чтобы людям сегодня нравился Гайдн, так же трудно, как заставить их полюбить портреты Боровиковского или Левицкого. Мы утратили это чувство красоты. Я выделяю Гайдна, потому что в отличие от Моцарта или Бетховена он очень сбалансирован. Он - не рефлексирующий, а очень светлый гений. И его музыка нам сейчас очень нужна".

По традиции Александр Рудин открыл "Посвящение", выступив и в качестве солиста в виолончельном Концерте Георга Кристофа Вагензайля, и в качестве дирижера в двух симфониях - 45-й ("Прощальной") Йозефа Гайдна и соль-минорной Леопольда Кожелуха, впервые исполненной в России. Правда, дирижировал маэстро не своим оркестром Musica Viva, а Таллинским камерным. Этот коллектив, основанный 15 лет назад, объединил известных эстонских музыкантов-солистов, создавших за эти годы заметные в мире интерпретации классической и современной музыки, в том числе - записи на ЕСМ произведений эстонских композиторов Арво Пярта и Эркки-Свена Тююра.

Во Врубелевском зале Таллинский камерный оркестр предстал очень ярким и внятным исполнительским коллективом, обладающим прекрасной акустикой звука, плотной сыгранностью и, главное, современной энергией, позволяющей ему исполнять музыку XVIII века с драйвом и жизненной силой, не теряя крепкий оркестровый пульс даже в утонченном венском музыкальном письме. Симпатичная и безыскусная музыка соль-минорной симфонии Кожелуха, построенная почти на сентиментальных красотах мелодических тем и текучих гармоний, прозвучала в исполнении музыкантов пружинисто и бодро. А маэстро Рудин придал этой энергии точную и собранную форму, нигде не перехлестывающую за культурную границу венского стиля. Живое чувство этого стиля маэстро продемонстрировал и солируя в Концерте для виолончели с оркестром Вагензайля. Свою инструментальную партию он построил как некое perpeto, как бесконечную мелодию, где весь декор - морденты, трели были не менее красноречивы, чем сама мелодическая линия, где каждый звук, самый мелкий штрих разворачивался внутри прекрасного гибкого музыкального потока. При этом грация и непринужденность рудинского музицирования высвобождали притягательную, чувственную энергию из стройных формул венской музыки.

"Гайдновский портрет" в первой программе завершила знаменитая "Прощальная" симфония с шутливым перфомансом покидающих свои пульты музыкантов. Мягкие светотени оркестровых красок, аккуратный звуковой баланс Таллинского оркестра растворились к финалу в выразительном дуэте двух оставшихся на сцене скрипок. Когда-то сам Гайдн вместе с коллегой Томазини солировали в концовке "Прощальной", давая своему патрону Эстергази понять, как легко может прекратить существование прекрасный мир музыки, если князь не будет ценить музыкантов. На этот раз концовка "Прощальной", наоборот, стала прологом к большому гайдновскому празднику, который продлится во Врубелевском зале до 6 апреля.

В фестивале "Посвящение" предстоит концерт молодых музыкантов - Алены Баевой (скрипка), Александра Бузлова (виолончель) и Вадима Холоденко (фортепиано), которые сыграют программу сонат великой венской тройки - Гайдна, Моцарта, Бетховена (23 марта). На исторических инструментах XVIII века ансамбль солистов The Pocket Symphony под руководством Назара Кожухаря исполнит музыку Гайдна, "шведского Моцарта" Крауза, Шоберта и других композиторов классической Вены. А для маэстро Рудина в этот вечер (28 марта) специально смонтируют хаммерклавир - старинный тип фортепиано с вертикальными струнами, на котором маэстро выступит в качестве пианиста. 30 марта Камерный оркестр Musica Viva исполнит Симфонии Гайдна и легендарного Сальери, а 6 апреля "Портрет Гайдна" завершится настоящим гала просветительской эпохи: Симфонией Диттерсдорфа под названием "Борьба человеческих страстей", Клавирным концертом сына Баха Иоганна-Христиана в исполнении Александра Рудина и ставшим уже ярким событием сезона проектом "Терезия-месса" Гайдна с участием молодых российских певцов и Камерного оркестра и хора Musica Viva.

Ирина Муравьева, rg.ru

реклама

вам может быть интересно

От «Виртуозов» до «Виртуозов» Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Йозеф Гайдн, Александр Рудин

просмотры: 2648



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть