Юлия Лежнева в Архангельском

Валентин Предлогов, 15.06.2014 в 20:10

Юлия Лежнева. Автор фото — Franck Juerry

...Я с трепетом внемлю, я весь вне себя,
Боюсь проронить хоть единое слово,
Молчу, не желаю блаженства иного,
Все слушал бы, слушал и слушал тебя...

А. Мицкевич

Великий французский композитор Оливье Мессиан считал, что люди научились музыке и пению у птиц, но я, когда слушал Юлию Лежневу, думал о противоположном — что птицам тоже есть чему поучиться у людей!

Солнечным воскресным днём 8 июня в Овальном зале дворца подмосковного Архангельского состоялся уникальный концерт: колоратурное сопрано Юлия Лежнева выступала вместе с ансамблем Musica Viva под управлением Александра Рудина. В оркестре солировал скрипач Владислав Песин.

В программе — увертюра и арии Антонио Вивальди, арии и кончерто гроссо Георга Фридриха Генделя, Арканджело Корелли, впервые исполненный в России скрипичный концерт Карло Тессарини, виртуозная ария Арбаче из оперы «Артаксеркс» Риккардо Броски. Первоначальный план концерта был сильно изменён, порядок исполнения инструментальных вещей стал другим, а Юлия Лежнева исполнила дополнительно две арии, и с учётом того, что ещё две она спела на бис, вокальная часть увеличилась почти в два раза в сравнении с анонсированным проектом.

Все исполненные произведения перечислены в рецензиях разных изданий, тем более, что в большинстве своём они входят в основной репертуар Юлии Лежневой и записаны ею на диски, поэтому я хотел бы сосредоточиться на атмосфере концерта и особенностях музицирования.

Прежде всего настроение создавала сама усадьба.

Архангельское на этот раз было дивно хорошо: погожий день, лесная зелень, старица Москвы-реки, чудесные старинные постройки. Я приехал загодя и во время продолжительной предконцертной прогулки вспоминал о Святославе Рихтере: недаром же он со своим помощником играл здесь клавирные сюиты Генделя, где всё располагает к созерцанию и занятиям искусством.

Я намеренно выбрал из всей программы нынешнего барочного фестиваля в Архангельском концерт Юлии Лежневой, потому что мне хотелось на новом материале проверить свои ощущения от её первого московского выступления в декабре 2012 года в Большом зале Московской консерватории, на котором я присутствовал, и где она выступала с БСО под управлением В. Федосеева. С тех пор прошло полтора года, и я убедился, что

искусство певицы отнюдь не застыло на прежних рубежах, а сделалось ещё более вдохновенным и совершенным!

Невероятно, но вокальное мастерство Лежневой, и в прошлом незаурядное, сильно выросло с тех пор, как я побывал на её концерте в Москве.

Многие особенности звукоизвлечения, которые на меня в тот раз произвели не очень хорошее впечатление, исчезли абсолютно: никаких акустических щелчков, никаких лишних вибраций — предельно гибкий вокал, идеальная кантилена, виртуозные пассажи сделались гораздо более гладкими и точными и приобрели практически инструментальную ровность.

В некоторых моментах мне казалось, что Юлия ощущает себя одним из инструментов оркестра, настолько органично она вписывалась в ансамблевое звучание.

От её исполнения веет какой-то неземной радостью, свежестью:

она не только не боится головокружительных виртуозных фрагментов, а напротив, идёт им навстречу с восторгом и улыбкой, вся светится предвкушением — даже не скажешь «преодоления», это слово здесь неуместно, ибо на концерте она уже ничего не преодолевает, потому что всё готово и отшлифовано — предвкушением торжества мысли и вдохновения, демонстрируя силу распрямляющейся пружины.

Наверное, эти ощущения чем-то схожи с ощущением ласточки, стремительно носящейся в небе и выписывающей молниеносные игривые зигзаги. Было чрезвычайно интересно наблюдать, как из Юлии бьёт энергия, как она освещает её изнутри, каким драйвом наполняет артистку, поющую в нескольких метрах от меня, так что, казалось, можно было ощутить её дыхание.

Исполнение захватывало полностью.

И не только я — все присутствующие пребывали в каком-то трансе, никто ничего не обсуждал по ходу дела, как это обычно бывает на рядовых концертах, все ловили каждый звук.

А она пела и пела! На бис были даны не виртуозные арии, а кантиленные вокальные номера, в частности, знаменитый «Lascia la spina» из оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя, но они ничуть не меньше вдохновляли публику, плотно заполнившую небольшой Овальный зал дворца, чудом вместивший значительно больше двух сотен человек. Люди плечом к плечу сидели и стояли во всех проходах, а также вверху на хорах.

Всё было вдохновенно, импровизационно, дышало и менялось даже в продолжение концерта, когда возникало ощущение сотворения искусства здесь и сейчас.

Инструменты подстраивались прямо по ходу дела, иногда между частями произведения, а певица, появляясь на сцене, проходила из артистической среди публики и, видимо, ощущала могучую волну массового восхищения и поддержки — светлая, разрумянившаяся, готовая дарить слушателям своё мастерство.

Этот концерт — один из сильнейших стрессов моей жизни

даже с учётом того, что я не впервые её слушал, но с прежними исполнениями трудно было сравнить: это был заоблачный полёт, парение где-то в стратосфере, где уже и воздуха-то почти нет, настолько он прозрачен и бесплотен.

Воистину, со времён Рихтера в Архангельском не происходило ничего музыкально равного тому, что произошло на описываемом концерте, и я рад, счастлив и горд, что удалось прикоснуться к этому чуду.

реклама

вам может быть интересно

Хлопать или нет? Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Юлия Лежнева, Александр Рудин

Коллективы

Musica Viva

просмотры: 21200



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть