Осенние проекты Московского камерного оркестра «Musica Viva»

7 октября Московский камерный оркестр «Musica Viva» п/р Александра Рудина открывает свой филармонический абонемент на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского выступлением с одним из самых неординарных и харизматичных российских дирижеров Владимиром Юровским. Программы, которые он представляет, часто называют сенсационными, а интерпретации говорят о нем как о сложившемся, зрелом художнике с «изящным и мастерски отточенным стилем». Маэстро Александр Рудин в этот вечер выступит в качестве солиста в Виолончельном концерте Артюра Онеггера. В программе также — Симфония № 4 («Базельские удовольствия») Онеггера, оркестровые «Вариации» Антона Веберна и «Ричеркар» из «Музыкального приношения» И.С. Баха — А. Веберна.

В генерации дирижеров, вышедших на авансцену на рубеже XX – XXI столетий, Владимир Юровский является одним из самых перспективных лидеров. Уже сегодня он востребован во многих странах мира и работает не только как художественный руководитель и главный дирижер Лондонского филармонического оркестра, но и как художественный руководитель и музыкальный директор оперного фестиваля в Глайндборне (Великобритания). Маэстро активно сотрудничает также с Берлинским и Роттердамским филармоническими оркестрами, амстердамским «Концертгебау», лейпцигским «Гевандхаус», ведущими коллективами США (Лос-Анджелеса, Питтсбурга, Филадельфии). Является главным приглашенным дирижером миланского оркестра «Sinfonica Verdi» и главным приглашенным артистом оркестра «Век Просвещения» (Великобритания). В сентябре 2009 года Владимир Юровский дебютировал в качестве приглашенного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, а еще ранее (в 2002 году) вошел в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра и три года спустя стал его главным приглашенным дирижером. В настоящее время он также является постоянным приглашенным дирижером Большого театра России.

В своих симфонических выступлениях дирижер старается избегать популярных «шлягеров» и уделяет большое внимание репертуару рубежа XIX и XX веков (Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Хумпердинк, Цемлинский, Дебюсси, Мийо, Барток, Кодаи, Онеггер, Воан-Уильямс, Бриттен) и наших современников (Пярт, Канчели, Сильвестров, Мартынов, Этвеш, Тернедж), стремясь дать новую жизнь забытым или малоизвестным опусам. Именно поэтому героями данного концерта станут два крупнейших мастера ХХ столетия: представитель нововенской школы Антон Веберн и участник «французской шестерки» Артюр Онеггер. Именно интерес к неизвестным страницам мировой музыки стал точкой соприкосновения двух совершенно разных исполнительских индивидуальностей – Владимира Юровского и Александра Рудина.

В продолжающийся год итальянского языка и итальянской культуры в России у отечественных слушателей появится редчайшая возможность познакомиться с подлинным шедевром Антонио Вивальди, до сей поры фактически неведомым московским меломанам. Исполнение монументальной библейской оратории для солистов, хора и оркестра «Торжествующая Юдифь, одолевшая варвара Олоферна» (1716) состоится 2 ноября 2011 года на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского, причем это будет первое исполнение в Москве! Спустя два дня после московской премьеры «Торжествующая Юдифь» Вивальди в том же исполнительском составе отправится в Ханты-Мансийск, где прозвучит со сцены концертно-театрального центра «Югра-Классик».

Для российской столицы этот один из первых опытов возрождения оперно-ораториального творчества Вивальди, до сих пор знаменитого в нашей стране в основном своими скрипичными концертами из цикла «Времена года», поистине уникален. Реставрация забытого наследия венецианского мастера, начавшаяся относительно недавно (немногим более полувека назад), принесла с собой открытие «Торжествующей Юдифи» – первой и единственной из четырех ораторий Вивальди, дошедшей до наших дней. История о молодой ветилуанской вдове Юдифи, отрубившей голову варвару Олоферну и тем самым спасшей свой город от осады, во времена Вивальди имела вполне современное звучание. Сам композитор обозначил ее жанр довольно парадоксальной формулировкой: «духовная военная оратория». Произведение посвящено победе Венецианской Республики над турками в 1716 году в ходе осады острова Корфу, оккупированного турецкими войсками. На премьере этого произведения среди слушателей находился сам победоносный генерал Иоганн Маттиас фон дер Шуленбург, освободивший Корфу от захватчиков. Аллегорический подтекст был очевиден современникам композитора: Юдифь символизировала Светлейшую Венецианскую Республику, а под варваром Олоферном подразумевался нечестивый турецкий султан. Оригинальная партитура Вивальди поражает взгляд и чарует ухо обилием редких в современном оркестре музыкальных инструментов: кроме струнного оркестра с литаврами, деревянными духовыми, трубами и органом в исполнительском составе задействованы мандолина, 4 теорбы, 5 виол да гамба, виола д’амур и 2 сопрановых шалюмо. Насладиться этим тембровым букетом во всей полноте сегодня почти невозможно, поэтому многие партии заменены более традиционными для современного оркестра инструментами.

Блистательно-виртуозные вокальные партии опер и ораторий Вивальди служат пока непреодолимым препятствием для исполнения его музыки за пределами Италии, ведь адекватно справиться с ними до сих пор могут в основном соотечественники композитора. По этой причине для российского исполнения «Торжествующей Юдифи» приглашены великолепные итальянские артисты во главе с выдающейся барочной певицей-сопрано Мариной Компарато (партия евнуха Вагауса, являющаяся одной из главных). Эта певица в своем исполнительском арсенале имеет также главные партии в вивальдиевских операх «Роланд, мнимый сумасшедший» и «Юстин». В составе анонсируемого проекта – также меццо-сопрано Лаура Польверелли (партия Юдифи) и контральто Мария Жозе Труллу (партия Олоферна). Лаура Польверелли пользуется огромной известностью в мире барочной и классической оперы, одними из последних ярких работ певицы стали партии в операх «Олимпиада» Перголези (театр «Сан-Карло», Неаполь) и «Идоменей» Моцарта (театр «Ла Скала»), а также в оратории Моцарта «Освобожденная Ветилуйя», написанной на тот же самый библейский сюжет о подвиге Юдифи. Мария Жозе Труллу – участница постановок таких барочных раритетов, как «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Китайский идол» Паизиелло и «Аксур, царь Ормуза» Сальери, а также опер Генделя и Хассе.

В исполнении принимают участие стажеры Молодежной программы Большого театра России и вокальный ансамбль «Интрада» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко). Место за дирижерским пультом Московского камерного оркестра «MUSICA VIVA» займет маэстро Александр Рудин. Любопытно, что в этой оратории все сольные партии, включая самого непобедимого ассирийского полководца Олоферна, евнуха Вагауса и верховного жреца Оциаса, написаны для женского голоса. И даже в качестве ассирийских солдат и жителей Ветилуйи выступает исключительно женский хор. Объясняется это тем, что «Торжествующую Юдифь» Вивальди написал для своих воспитанниц из венецианского приюта для девочек Ospedale della Pietà. Для Марины Компарато и Марии-Жозе Труллу эта оратория уже стала привычным репертуаром. В 2001 году они приняли участие в первой записи «Торжествующей Юдифи», осуществленной Оркестром римской Академии «Санта-Чечилия» под руководством дирижера Алессандро де Марки.

По материалам отдела информации МГФ и пресс-службы оркестра «Musica Viva»

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама